Занятие по русскому языку в 5 классе «Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные»
Урок 9. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.
Русский язык. 5 класс
Цели урока: актуализировать знания пятиклассников о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по звонкости-глухости, о возможности изменения звуков в речевом потоке, об орфограммах, связанных с оглушением и озвончением согласных; попутное повторение -правописание личных окончаний глаголов.
Урок «открытия» нового знания
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
2. Мотивационный этап. Целеполагание
Словарно-орфографическая работа
Резкий ветер, гибкий шланг, робкая просьба, узкая дорожка, мягкий хлеб.
Выделите корень, обозначьте орфограмму корня. Над какой орфограммой вы работали? Что нужно знать, чтобы правильно написать согласные в корне?
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Записывают тему урока.
3. Актуализация ранее изученного материала: проверка домашнего задания.
Дома вы готовили ответ на вопрос о том, почему нужно знать алфавит. Ответьте на этот вопрос.
Значит, знание порядка в алфавите поможет вам быстро найти нужную информацию в энциклопедиях, справочниках, журналах.
Кто является автором того алфавита, которым мы пользуемся?
Авторами алфавита являются Кирилл и Мефодий, однако нужно понимать, что в современном алфавите изменились количество и название многих букв.
Сколько букв в нашем алфавите и каких?
В русском алфавите 33 буквы, 10 гласных, 2 буквы не обозначают звука (твердый знак и мягкий знак), остальные 21 согласные.
Ознакомительное чтение (учебник с. 18-19), ответы при помощи схемы упр. 33.
4. Закрепление учебного опыта.
1) Выполняем упражнение 34 (устно).
2) Составляем рассказ, пользуясь словами упр. 34.
Как-то рыжий кот Барсик пришел во двор, где на цепи был привязан его давний враг пес Шарик. Как раз в этот момент Шарику принес хозяин миску с ароматными косточками. Шарик не стал сразу есть их, а повиляв хвостом перед хозяином, прилег возле миски, мечтательно поглядел на нее и улегся рядом, залюбовавшись. Барсик подкрался незаметно, попытался лапой вытащить из миски вкусную косточку, но получил лапой по голове. Рыжий кот метнулся огненным шаром в сторону, а потом с обидой зашипел. Шарик мордой подвинул миску ближе к будке и вновь улегся возле нее. Барсик больше не предпринимал попыток полакомиться и отправился гулять ни с чем.
5. Самостоятельная работа.
1. Творческий диктант (три вида заданий)
-Составьте с данными словами словосочетания.
Книжка, травка, шубка, ходьба.
-Измените падеж для проверки сомнительного согласного.
Штаб армии-в штабе армии
Старый дуб-на старом дубе
Известный драматург-об известном драматурге
Мозг человека-в мозге человека.
-Замените существительное глаголом для проверки сомнительного согласного и поставьте этот глагол в форме 3 лица ед. ч.
Без оглядки-оглядит,, вырубка-вырубит, смазка-смажет, косьба-косит, пересадка-пересдит, повязка-повяжет. (Разбор по составу глаголов у доски: вы-руб-ит, с-маж-ет)
2. Осложненное списывание.
Ре..ьба по дереву успокаива..т, раду..т, леч..т. Хо..ьба расслабля..т, повыша..т внимание и тонус мышц.
3. Индивидуальная работа по карточкам № 1, 2, 3. (Приложение 1)
У доски:
Горькая работа, зато сла..кий хле…
Т..рпение и тру.. все перетрут.
6.Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось).
д/з прочитать с. 18-19 по учебнику, выполнить упр. 35.
Использованная литература
Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.
Приложение 1
Б или П? Заменим2 про..ки, ро..ко возражать, кно..ка звонка, хру..кое здоровье, меховая2 ша..ка. | В или Ф? Ло..кий подъем, внесем2 попра..ки, высокий2 тари.., жилой масси.., ше..ство над мдадшими. |
Г или К? Остренькие2 ко..ти, переступишь2 поро.., мя..кий диван, надежный рыча.., горячий утю.. | Д или Т? Ре..кие металлы, удачная2 шу..ка, гла..кая поверхность, поставим2 ме..ку, жи..кий сироп. |
Использованная литература
1. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс. –Сост. Л.Н. Федосеева .-М. ВАКО, 2015.- 80 с.
2. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.
Галина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Колышкина Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна