"Отмена крепостного права"

0
1
Материал опубликован 8 January

Пояснительная записка к уроку

1. Тема урока «Отмена крепостного права»

2. Цель урока: формирование представлений о личности императора АлександраII; предпосылках и причинах Великих реформ; подготовке и основных положениях Крестьянской реформы 1861 года; значении отмены крепостного права в России

3. Задачи урока: сформировать представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права; развивать важнейшие интеллектуальные умения-разрабатывать и представлять собственные проекты, анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, делать самостоятельные выводы; воспитывать уважение к Отечественной истории, бережное отношение к земле и ее труженикам.

4. УДД, формируемые на уроке.

Предметные умения:

Овладение понятийным аппаратом темы урока.

Знание хронологии событий и основных дат темы.

Умение раскрывать предпосылки и причины Великих реформ .

Умение рассказывать о подготовке крестьянской реформы ,характеризовать ее основные положения и отношения к ней различных слоев общества.

Умение оценивать значение Крестьянской реформы 1861г.

Личностные УУД:

Принятие правил поведения и работы на уроке.

Ответственное отношение к учению.

Стремление к установлению взаимопонимания с учителем и одноклассниками.

Познавательный интерес к истории России.

Понимание роли личности в истории.

Осознание исторического значения отмены крепостного права в России и ее последствий.

Регулятивные УУД:

Умение планировать свою деятельность в соответствии с правилами работы, установленными учителем , представлять и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Умение давать определение понятий, анализировать информацию, выделять в тексте главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других.

5. Место урока в изучении темы : первый урок в разделе «Великие реформы 60-70 х гг. XIX века».

6.Тип (вид) урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.

7.Используемое оборудование, наглядность: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

8.Технологии: проблемное обучение, критическое мышление

9.Формы и методы: исследовательский метод, метод проектов, метод «Фишбоун», прием «Интеллектуальная разминка».

10.Рабочие материалы для обучающихся : рабочий лист урока.

















Конспект урока «Отмена крепостного права»

Содержание этапа, деятельность учителя с указанием номера слайда


Деятельность обучающихся

Этап 1 урока. Организационный. (1 мин)

Цель этапа: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Цель этапа: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Деятельность: учитель приветствует обучающихся, предлагает оценить их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ,самостоятельность подготовки, настрой на урок

Этап 2 урока . Мотивационный. (5 мин.)

Цель этапа: создать такие условия, чтобы каждый обучающийся внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». затронуть все «хочу» — вызвать интерес к уроку, к деятельности; «надо» — подвести обучающихся к осознанию важности и необходимости нового; «могу» — определить тематические рамки познания.


Цель этапа: внутренне собраться, настроиться на плодотворную работу,

Деятельность: Учитель обращает внимание обучающихся на портреты императоров (слайд 1), просит назвать их и предположить, кто из них и за что получил народное прозвище «Освободитель»?

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”. (одновременно листаются слайды 2,3,4), звучит музыка.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.»

Учителем ставится вопрос: о чем пойдет речь на уроке; предлагается обучающимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока и спланировать этапы изучения Крестьянской реформы.

По итогам выступления ребят тема урока, цели и план изучения реформы фиксируются на доске.

Деятельность: анализируют предложенные на слайде 1 портреты, отвечают на проблемный вопрос, сталкиваются с затруднением (противоречием). Слушают стихотворение А.С.Пушкина «Деревня», просматривают слайды 2,3,4, вспоминают из ранее изученного, к каким явлениям они относятся, делают вывод о том, что их объединяет.

Самостоятельно формулируют тему, предварительно обозначив главную проблему для России на изучаемом этапе Отечественной истории. Слайд 5. Ставят цели. Слайд 6. Предлагают этапы изучения Крестьянской реформы (опираясь на традиционный алгоритм).

Этап 3. Актуализация знаний и пробное учебное действие (7 минут)

Цель этапа: создать ситуацию, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений.

Цель этапа: обучающиеся внутренне осознают потребность открытия новых знаний и умений. Пробное действие позволяет каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Деятельность: прием «Интеллектуальная разминка». Учитель обращает внимание обучающихся на материалы рабочего листа урока (Приложение1). Предлагает выполнить задания к документам, работая в парах.


Деятельность: прием «Интеллектуальная разминка». На основе материалов рабочего листа урока (Приложение1) определяют основные причины отмены крепостного права (работа в парах) и заносят их в тетрадь (метод «Фишбоун).

Этап 3 урока. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Деятельность: учитель предлагает обучающимся вспомнить какие меры по решению крестьянского вопроса были предприняты в 18-19 вв., на сколько они были продуктивны и почему. Слайд 7. Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век решит его только Александр II»?

Рассказывает о существующих оценках реформы. Слайд 8.

Деятельность: обучающиеся вспоминают ранее изученный материал и называют попытки решить крестьянский вопрос в 18-19 веках. Слайд 7. Анализируют итоги предпринятых шагов и отвечают на вопрос: «Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век решит его только Александр II» ? Слушают учителя о существующих оценках реформы. Слайд 8. Выявляют противоречивость оценок. Формулируют проблемный вопрос.

Слайд 9.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.)

Цель этапа: рассмотреть основные этапы подготовки Крестьянской реформы, назвать новые структуры, созданные для разработки проектов реформы, познакомиться с ключевыми персоналиями. Организовать ролевую игру, предложив обучающимся представить себя в роли разработчиков положений реформы.

Цель этапа: рассмотреть основные этапы подготовки Крестьянской реформы, познакомиться с новыми структурами, созданными для разработки проектов реформы и с ключевыми персоналиями. Включиться в ролевую игру, представив себя роли разработчиков положений реформы.

Деятельность: учитель информирует обучающихся об основных этапах подготовки Крестьянской реформы, вводит новые понятия (Секретный комитет, рескрипт Назимова, губернские дворянские комитеты, Главный комитет по крестьянскому делу, Редакционные комиссии). Слайд 10. Персоналии (А.Ф.Орлов, В.И.Назимов, великий князь Константин Николаевич, Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, Ю.Ф.Самарин) Слайд. 11 Учитель формирует группы учащихся для ролевой игры по составлению проекта условий отмены крепостного права

( «Помещики»,«Крестьяне»,

«Государство» ) (Приложение 2)

Деятельность: обучающиеся слушают учителя, смотрят слайды презентации. Слайды 10,11. Делятся на творческие группы, выбирают старшего в группе для организации продуктивной работы. Проговаривать правила работы в группе обучающимся 9х классов необязательно, т.к. эти навыки уже сформированы и отработаны. Возможен вариант обращения к информационному стенду в классе. (Приложение 3)

Рассаживание по группам можно рассматривать как динамическую паузу. Можно также предложить ребятам перед началом работы поприветствовать друг друга кивком головы (помещики), поясным поклоном (крестьяне), рукопожатием (государство).

Этап 5. Реализация построенного проекта (10 мин.)

Цель этапа: Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права;

Цель этапа: Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права;

Деятельность: учитель наблюдает за работой групп, оказывает консультативную помощь, координирует выступления представителей групп, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу об ожесточенных спорах в российском обществе по условиям освобождения крестьян. (Приложение 4)

Деятельность: работая в творческих группах (помещики, крестьяне, государство), обучающиеся формулируют свои варианты условий отмены крепостного права. По итогам работы представители групп выступают с тезисами, задают вопросы представителям других групп, отвечают на поставленные. Делают обобщающий вывод об ожесточенных спорах в российском обществе по условиям освобождения крестьян. (Приложение 4)


Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.)

Цель этапа: создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Цель этапа: организовать свою самостоятельную работу.

Деятельность: учитель демонстрирует видеофрагмент «Российская Империя. Александр II»: Отмена крепостного права, Слайд 12, гиперссылка. Предлагает информацию видеосюжета переносить в графическую схему «Фишбоун» в виде понятийного аппарата. Организует самопроверку (готовая схема открывается на доске по окончании работы)

Деятельность: просмотр видеофрагмента, фиксация основных положений реформы в схему «Фишбоун» ( глоссарий по теме) Самопроверка по итогам работы, корректировка .

Этап 7. Включение в систему знаний и повторение (4 мин.)

Цель этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

Цель этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

Деятельность: учитель предлагает распределить термины, характеризующие положение крестьян до и после реформы. Слайд 13.

Деятельность: распределяют термины, характеризующие положение крестьян до и после реформы . Слайд 13.



Этап 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 3 мин.)

Цель этапа: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. (соотнести ее цель и результаты)

Цель этапа: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, дать самооценку собственной деятельности.

Деятельность: учитель предлагает обучающимся составить синквейн по теме урока (Приложение 5), отразив в нем решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока, и записать его на разноцветных стикерах. Выбор цвета стикера зависит от самооценки ученика собственной учебной деятельности

(например: желтый- на уроке все удалось, я был активен, цели достигнуты; голубой-не все задуманное получилось, я был невнимателен; зеленый- тема заинтересовала, возникло много дополнительных вопросов)

Учитель анализирует работу класса в целом , выделяет наиболее активных ребят, выставляет оценки за урок и объявляет домашнее задание.

Деятельность: Составление синквейна. (Приложение 6), выбор стикера для самооценки собственной учебной деятельности. Выступление нескольких обучающихся с примерами своих синквейнов. Записывают домашнее задание.

Домашнее задание. (п.1,2-обязательны для всех обучающихся, п.3,4- по желанию)

Изучить п.16 (учебник для 9 класса К.Соловьев, а.Шевырев История России. 1801-1914, изд-во «Русское слово» 2016г.

Доработать схему фишбоуна. Найти и выписать в нее разные точки зрения на итоги и историческое значение Крестьянской реформы.

Проблемное задание (Приложение 7)

Экономическая задача (Приложение 8)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы посмотреть заявленную презентацию и работы детей

8 January