12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Ивановна7004
Медведева Татьяна Ивановна
Россия, Ростовская обл., Макеевка
16

Разработка урока «Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х гг.»

Тема

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.  ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.  ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-Х ГГ. 

8 класс

Задачи урока: Образовательные:

познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, уяснить её основные положения, значение для развития страны;

уяснить взаимозависимость социально-экономических и политических факторов в проведении реформ;

сформировать представления о значимости либеральных реформ 60-70-х годов ХІХ в. в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества, в случае их незавершенности;

учить презентовать результаты своего творческого труда;

Развивающие:

развивать творческие способности в поисково–исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;

развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;

развивать умения работать с таблицей, иллюстрациями и текстом учебника;

развивать коммуникативную культуру;

Воспитательные:

учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, консерватизм, либерализм

Ожидаемые результаты

После этого урока учащиеся смогут:

определять условия и состояние развития Российского государства накануне отмены крепостного права и проведения крестьянской реформы;

составлять исторический портрет и давать характеристику деятельности

Александра ІІ, определять его роль и место в историческом процессе;

соотносить даты и события;

раскрывать смысл понятий и терминов: «реформа», «крепостное право», «капитализм», «модернизация»;

доказывать, что реформы 60-70-х годов ХІХ века носили либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой;

презентовать результаты деятельности домашних групп (проекты);

формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения.

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.

Оборудование: учебник Данилова А.А., Л.Г. Косулиной. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012 год.;

мультимедийное оборудование, проекты учащихся, тестовые задания, исторические настенные карты «Россия в XIX веке», листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России»,

Структура урока

I. Оргмомент. Рефлексия настроения. – 1 мин.

II. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

III. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов – 2 мин.

IV. Изучение нового материала (объяснения учителя и работа в группах) - 22 мин.

V. Систематизация и обобщение знаний и умений - 7 мин.

VI. Итоги урока – 3 мин.

VII. Инструктаж по домашнему заданию – 2 мин.

VIII. Проверка знаний и умений – 6 мин.

 

Ход работы

І. Организационный момент. Рефлексия настроения.

Создание рабочего настроения.

II. Мотивация учебной деятельности.

Слайд № 2

Учитель: Когда в начале ХХ века мужиков спрашивали, кого из деятелей они знают, то слышали в ответ: Стеньку Разина, Емельку Пугачёва, Петра, Катерину, Суворова, Кутузова и ещё одно имя. На доске вы видите фотографию этого деятеля, с именем которого связаны события, которые будут изучаться на этом уроке (учащимся предлагается высказать свою точку зрения):

Кем может быть этот человек?

Черты характера (одним словом или фразой)

Хотите ли вы узнать, кем на самом деле был этот исторический

деятель, и сравнить, верными ли оказались ваши предположения?

 

Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов.

Учитель: Итак, откройте тетради и запишите тему урока «Модернизация Российской империи». Она является предпоследней в теме 4

«Утверждение индустриального общества в ведущих странах мира» и занимает важное место в курсе всемирной истории. Её значение состоит в том, чтобы раскрыть нам этапы подготовки и проведения либеральных реформ в российском обществе. А для нас, современных украинцев, живущих в период перемен и реформ, очень важно учитывать исторический опыт прошлого, чтобы не допускать подобных ошибок и просчетов сегодня.

- Как вы считаете, какие цели и задачи нам нужно поставить перед собой, чтобы ответить на вопрос, содержащийся в теме урока. Можете воспользоваться началом фраз, которые я вам предлагаю.

Слова – помощники для учащихся: «я должен…», «я узнаю…», «я открою для себя…».

- Таким образом, на уроке нам предстоит выполнить большой объем работы:

  • расширить свои знания об условиях и состоянии развития Российского государства накануне отмены крепостного права и проведении крестьянской реформы;

    составить исторический портрет и дать характеристику деятельности

    Александра ІІ, определить его роль и место в историческом процессе;

    соотносить даты и события;

    раскрывать смысл понятий и терминов: «реформа», «крепостное право», «капитализм», «модернизация»;

    доказывать, что реформы 60-70-х годов ХІХ века носили либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой.

Слайд № 3

- Для этого нам необходимо будет рассмотреть на уроке следующие вопросы:

1. Предпосылки отмены крепостного права.

2. Причины отмены крепостного права.

3. Отмена крепостного права.

4. Реформы 60-70-х годов.

IV. Изучение нового материала

1. Предпосылки отмены крепостного права.

Учитель: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует версия, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но, во всяком случае, хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

- Какие же проблемы оставил Александру II его отец? Почему России необходимы были преобразования? На эти вопросы мы должны ответить на этом уроке.

(Проигранная Крымская война и достойный выход из неё России; отмена крепостного права; необходимость проведения реформ в Российском государстве).

Учитель: К середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьёзного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение.

Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение местного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения.

В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы – прикрепление крестьян к земле.

Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистые крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия.  Их имущественное положение резко отличалось от положения людей, оставшихся в крепостной зависимости.

В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд.

В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными – отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды. К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права.

- Что такое крепостное право?

(Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности: барщину, оброк и подчиняются судебной и административной власти помещика, являясь собственностью барина).

Правительство пыталось смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами. Был принят ряд указов по крестьянскому вопросу, разрабатывались проекты.

Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной. И связано это было с именем нового императора Александра II.

2. Причины отмены крепостного права.

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.

Слайд № 4 Предпосылки отмены крепостного права:

1797г. – указ Павла І о трёхдневной барщине

1803 г. – указ Александра І «о вольных хлебопашцах»

1816 – 1819 гг. – закон Александра І о полной отмене крепостного права в трёх прибалтийских губерниях: Эстляндии, Курляндии, Лифляндии

1847 г. – Николай І даровал крепостным право освобождения за выкуп в случае продажи имения их владельцем.

- А каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Каждая группа получает карточку, изучив которую, должна выяснить одну из причин отмены крепостного права.

Общественный деятель Кошелев А.И описывает работу крестьянина на барщине: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

- Объясните такое отношение крестьян к барщине (Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда, весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику).

Причина: низкая производительность крепостного труда, основанного на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.

Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х годах,  порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе. Однако: крепостное право затрудняло переход крестьянина в категорию наемных рабочих.

Причина: отсутствие личной свободы крестьян мешало развитию промышленности, недостаток свободных рабочих рук

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войну серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали.

По окончании войны, весной – летом 1856 г., крестьяне южных губерний устремились в Крым, где, по слухам, в соответствии с царским указом крестьяне освобождались от крепостной зависимости. Дороги были забиты толпами крестьян. Воинские отряды, посланные с целью вернуть мужиков, встретили ожесточенное сопротивление. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на  помещиков и правящие круги:

1850 -1856 гг. – 215 крестьянских выступлений

1856 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.