Сообщение на родительском собрании «Как наладить общение с младшим подростком»
Как наладить общение с младшим подростком
Подготовила
классный руководитель
Гринько О. Р.
Славгород
2021
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто другие испытывают трудные возрастные периоды в жизни. Необходимо знать особенности этих периодов. В нашем классе обучаются дети от 8 до 10 лет, это кризисный период младшего подросткового возраста. Дети проявляют свою индивидуальность, хотят быть непохожими на других подростков, у них завышена самооценка. Еще их возможности чаще не совпадают с их способностями и стремлениями.
Оказывается, наши дети испытывают недостаток ласки. Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому. Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Мы всё время гадаем : хороший - плохой, способный - неспособный? Примерьте такую жизнь на себя. Почему мы се тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Что бы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы, родители не были вечными экзаменаторами, нам надо понять, как избежать ошибок, найти меру в поощрении и наказании.
Нужно ли ласкать детей?
В чем выражается ласка?
Не будет ли это баловать ребенка?
Нужна строгость в воспитании?
Как она проявляется?
Вопрос наказания детей как путь воспитания - самый старый у человечества. Горький осадок оставляют в душе родителей, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда эти глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее.
Сколько нам надо терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Когда дома разговаривают с ребенком только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, спокойно не обращается с друзьями, часто вступает в конфликты со сверстниками, учителями.
Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнуть, хорошего человека не вырастить, потому что жестокая строгость вызовет или ответную жестокость или лицемерие.
Личность подростка, с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, низкое умственное развитие, недостаток воли и т.д.), способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.
С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушать психику подростка, формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие подростка.
Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т.д.)
Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки - завышенной или заниженной. Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению
3. Требование большей автономии во всем - от одежды до помещения
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым
2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы
3. Проецирование поведения ребенка на себя и в его возрасте
4. Борьба за собственную власть и авторитетность
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка
6. Неподтверждение родительских ожиданий
Умение разрешать проблемы и конфликты
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам.
Предложить родителям продолжить мысль:
Конфликт может привести к …
* Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
* Проблемы психологического плана (уход в себя, в свою
душевную боль, изменение характера человека, психическое
расстройство, суицид и т.д);
* Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря
работы, потеря себя).
Предложить родителям продолжить предложение:
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно…
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.
Это умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера.
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Методы выхода из конфликта
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
3. Поставить себя на место другого человека
4. Осознать право на существование иной точки зрения
5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми
Тактика поведения в конфликте
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. Осознать право на существование иной точки зрения
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяниями.
8. Будьте справедливы и честны в конфликтах, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не оставаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Фролова Елена Николаевна