12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Ирина Викторовна38
Высшая квалификационная категория. Аттестационный эксперт МО и Н РТ. Победитель муниципального и призер республиканского этапа всероссийского конкурса "Педагог-психолог". Интересы: спорт, музыка, кино, природа, рукоделие, чтение.
Россия, Татарстан респ., Лениногорск

Методическая разработка тренинга родительской компетентности.

Целевая аудитория – родители учащихся 7-8 классов.

Тема «Учимся общению с подростком»

Цель: повышение родительской компетентности посредством обучения технике «Я-высказывание» и приемам активного слушания.

Задачи тренинга:
- расширение возможностей понимания сво­его ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотноше­ний с ребенком;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

- активизация коммуникаций в семье.

Время: 90 минут.

Оборудование: стулья по количеству участников по кругу, медиа проектор, карандаши, бланки анкеты “Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми”, мяч, бланки таблицы «Что радует и что огорчает меня в поведении ребенка».

Введение. (10 минут) 1 слайд

Приветствие ведущего, пожелание успешной работы.

Упражнение «Солнце светит для тех, кто…» [1]. 2 слайд

Ход упражнения: Психолог начинает, убирает один стул, встает в центр круга, и произносит фразу: «Солнце светит для тех, кто…» (Например, «у кого два ребенка», «у кого хорошее настроение» и т.д.). Родители, имеющие двух детей, меняются местами, психолог тоже занимает свободный стул. Участник, оставшийся без стула, встает в центр и продолжает, называя какой-либо признак.

После 9-10 повторений психолог просит родителей ответить на вопрос:

1.Что нового вы узнали об участниках?

Психолог благодарит родителей за высказанное мнение и предлагает следующее упражнение «Закончи предложение».

Психолог передает мяч, сидящему справа родителю и просит продолжить фразу «Мне нравится в моем ребенке…». Родитель заканчивает предложение и передает мяч следующему участнику справа. Когда выскажутся все родители, проводится обсуждение.

Психолог просит родителей ответить на вопросы

1.Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

Основная часть. (70 минут)

Психолог предлагает родителям заполнить анкету. (5 минут)

Анкета

Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми” [2]

Позиция

Оценка

1.

Я всегда помню об индивидуальности ребенка

5 4 3 2 1

2.

Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения

5 4 3 2 1

3.

Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка

5 4 3 2 1

4.

Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития

5 4 3 2 1

5.

Я всегда стабилен в отношениях с ребенком

5 4 3 2 1

6.

Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно”

5 4 3 2 1

7.

Для меня наказание является крайним средством воспитания

5 4 3 2 1

8.

Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков

5 4 3 2 1

9.

При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий

5 4 3 2 1

10

Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов

5 4 3 2 1

11

Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.

5 4 3 2 1

Интерпретация результатов: 3 слайд

 

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтных ситуаций.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.


 

Упражнение “Что радует и что огорчает меня в моем ребенке” (10 минут) [3]

Психолог предлагает родителям заполнить таблицу. 4 слайд


 

Что радует меня в поведении ребенка

Что огорчает меня в поведении ребенка

 

 

 

Каждый участник заполняет таблицу индивидуально. Затем следует обсуждение.

Обсуждение:

Испытывали ли вы затруднения во время заполнения таблицы?

Каким образом вы показываете ребенку свою радость или огорчение от его поведения?

Приходится ли Вам менять свое поведение, если изменяется поведение ребенка?

В процессе обсуждения выясняется, что родители затрудняются в выражении как радости, так и недовольства.

Беседа по слайду (5 минут). 5 слайд

Психолог обращает внимание родителей на слайд и просит ответить на вопросы:

1.Что вы видите на фотографии? (Мать кричит на дочь, обвиняет ее, дочь опустила голову, в ушах наушники).

2.Как вы думаете, что послужило причиной такой ситуации? (Родители называют значимые для них проблемные ситуации – не выучены уроки, задержалась с прогулки, грубит, вызывающе одевается, все время сидит с телефоном и т.д.).

3.Что чувствуют мама и дочь на фотографии?

4.Что чувствуете Вы, глядя на это фото?

Знакомство с техникой «Я-высказывание» (15 минут). 6 слайд

Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

“Я-высказывание” - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я-высказывание” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”)

7 слайд

“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.

Психолог обращает внимание на слайд. 8 слайд

Родители знакомятся с алгоритмом «Я-высказывания».

Практические упражнения.

Тренировка в построении “Я - высказывания”. [4] 9 слайд

На слайде демонстрируется таблица с заполненными 1 и 2 столбцами. 3 столбец «Я-высказывание» заполняется после совместного обсуждения.

Проблема

Ты – высказывание

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – высказывание

(слово смягчает, щадит, оберегает, объясняет)

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Например, когда я прихожу уставшей после работы, мне нужно немного времени для отдыха, через полчаса мы сможем поговорить.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике

Ты – бездельник!

Ты меня постоянно расстраиваешь!

Например, когда я вижу двойку в дневнике, мне становится грустно, потому что я знаю твои способности.

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

О чем ты только думаешь?

Неужели тебе трудно запомнить?

Ты меня в могилу сведешь …

Например, когда я прихожу с работы и узнаю, что не сделаны уроки, я расстраиваюсь, потому что хотела провести вечер интересно. Жаль, что планы меняются.

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Например, когда я слышу грубость в ответ на замечание, мне грустно и обидно, так как время прогулки мы с тобой обговаривали.        


 

Обсуждение:

Может ли “Ты-высказывание” отвернуть от Вас ребенка?

Какие чувства вызывает у подростка «Ты-высказывание»?

Испытывали ли Вы затруднения в построении «Я – высказывания»?

Как вы думаете, на фото 5 слайда звучит «Я-высказывание» или «Ты –высказывание»?

Мини-лекция «Активное слушание» (10 минут). [5]

Предупреждению конфликтов способствует активное слушание. Психолог перечисляет те проблемы, которые поднимались родителями в ходе про­шедших упражнений. Он обсуждает вопрос с группой, ка­кого рода это были проблемы - детей или родителей. Отмечается центрированность родителей на своих про­блемах, а не на проблемах ребенка. Часто это мешает слушанию своего ребенка. Опыт показывает, что при составлении списка детских проблем родители испыты­вают значительные затруднения, например: мама гово­рит, что ребенок плохо учится, а сама тут же сомнева­ется, действительно ли это является проблемой для ре­бенка (скорее, его волнует то, что родители высказыва­ют недовольство по этому поводу, а не собственная ус­певаемость в школе). Казалось бы, очевидные для под­росткового возраста проблемы: «плохое отношение од­ноклассников», «почему я такой некрасивый?», «не­разделенная любовь», «конфликт с учителем» и т. п.— чаще всего остаются за гранью родительского внима­ния. Родители склонны приписывать свои собственные проблемы детям. Чем еще объяснить высказывание типа «У него есть проблема, он поздно ложится спать»?

10 слайд

Психолог предлагает родителям ответить на вопрос «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слу­шать - различные понятия. Слышать - различать, воспринимать что-то слухом. Слушать - направлять слух на что-то (по словарю Ожегова).
Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание - пассивное (безмолв­ное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слуша­ние - минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания мо­жет быть вполне достаточно.

Активное слушание создает отношения теплоты; ро­дители могут как бы «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется жела­ние прислушаться к мнению родителей. Активное слу­шание помогает воспитывать самоконтроль и ответст­венность. Приемы: пересказ (полный и краткий), отра­жение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.
11 слайд
Пересказ - изложение своими словами того, что ска­зал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем - более кратким, с выделением наибо­лее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Роди­тель, который может повторить слова ребенка, помога­ет ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) «родителем-попуга­ем». Повторение должно носить эмпатический харак­тер, то есть использоваться тогда, когда это необходи­мо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ - это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по не­скольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с пер­вого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредо­точиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные вос­поминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыс­лей и ход рассуждений другого человека, - это признак сформированности навыков активного слушания.
12 слайд
Уточнение (выяснение) относится к непосредствен­ному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретиза­цию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это проис­ходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу? »). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого че­ловека («Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.
13 слайд
Отражение чувств - проговаривание чувств, ко­торые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроен­ным»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше назы­вать чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способству­ет установлению контакта и повышает желание друго­го человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе. Известный английский психоаналитик Дональд Вудс Виникот, специалист в области консультирования родителей, пи­сал: «Существует много других конфликтов, от кото­рых страдают и которые пытаются решать наши дети, и мы знаем, что многие из них заболевают из-за того, что не могут найти приемлемого решения. Но не дело родителя становиться психотерапевтом».
14 слайд
 Проговаривание подтекста - проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее разви­тие мыслей собеседника. Родители часто хорошо по­нимают, что стоит за словами ребенка, какой «закад­ровый перевод» можно осуществить. Например, у фра­зы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопо­нимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушаю­щий родитель знает ребенка. А если знание использу­ется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращать­ся в оценивание, что иногда очень хочется сделать ро­дителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.
15 слайд
Резюмирование используется в продолжительных бе­седах или переговорах («Итак, мы договорились с то­бой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
 

Упражнение «Активное слушание» (25 минут).

Психолог: «Упражнение мы будем выполнять в парах. Пожа­луйста, разбейтесь на пары. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».
Тренер ждет, пока все участники группы сядут парами.
«Распределите между собой роли: один из вас бу­дет "говорящим", другой — "слушающим". Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг рассчитан на определенное время. Сначала прави­лами хорошего слушания руководствуется "слушаю­щий". "Говорящий" в течение трех минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слуша­ющий" соблюдает правила активного слушания». Через 3 минуты ведущий останавливает беседу.
«Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в тече­ние которой надо будет сказать "слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ».
«Теперь "говорящий" в течение 3 минут будет рас­сказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребен­ка, строить взаимоотношения с ним».
Через 3 минуты ведущий останавливает беседу и пред­лагает перейти к следующему шагу.
«"Слушающий" за 3 минуты должен повторить "гово­рящему", что он понял из двух его рассказов о себе, то есть о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. На протяжении этих трех минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показы­вает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушаю­щий". После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено и что искажено».

Во второй части упражнения участники пары меня­ются ролями: тот, кто был "слушающим", становится "говорящим" и наоборот.

Обсуждение

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения?

Удалось ли вам применить правила активного слушания?

Рефлексия. (10 минут). [6] 16 слайд

Психолог предлагает родителям провести итоговую рефлексию в форме комплимента:

- комплимент-похвала (похвалить любого из участников);

- комплимент-деловые качества (отметить деловые качества участников);

- комплимент –чувства (высказать свои чувства в адрес участников).

В заключении психолог желает родителям успехов в воспитании детей и раздает буклеты и памятки. 17 слайд


 

Список источников:

1.Психологический тренинг детско-родительских отношений: Методические материалы для педагогов-психологов. – Курган, 2007. – 77с.

2. Интернет ресурс - https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-izucheniya-semi-shkolnika-1839419.html/

3.Интернет ресурс - https://konspekteka.ru/konspekt-psihologicheskogo-zanyatiya-s-elementami-treningovyh-uprazhnenij-kak-obshhatsya-s-rebenkom/.

4.Интернет ресурс-http://psylive.com.ua/psikhologiya-konfliktov/tekhnika-ya-vyskazyvaniya.html

5.Интернет ресурс- https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418766/

6. Интернет ресурс - https://infourok.ru/priemi-refleksii-v-konce-uroka-1438030.html

 

/data/files/u1555231984.ppt (Презентация)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.