Занятие по ОБЖ на тему «Сооружение временного жилища и укрытия» (7 класс)
Сооружение временного жилища и укрытия
Цель занятия: Формирование у учащихся представлений об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.
Задачи урока:
Определить вместе с учащимися правила выбора мест сооружения временного жилища и укрытия;
Познакомить учащихся с основными видами летних и зимних временных жилищ и укрытий;
Закрепить умение ориентироваться в разнообразии форм временных жилищ и укрытий;
Сформировать у учащихся навыки построения летних и зимних временных жилищ и укрытий;
Развивать у учащихся аналитическое мышление.
Оборудование: Учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ключевые понятия Временное жилище, требования к временному жилищу, виды костров, порядок разведения костров, способы добывания и сохранения огня.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Когда человек остается один на один с природой на неопределенное время, как вы думаете, что прежде всего ему нужно решить?
(Ответы детей: создать себе временное укрытие).
Учитель: Действительно, если человек оказался в экстремальной ситуации, вдали от населенных пунктов, он должен позаботиться о временном жилище или укрытии. А для этого он должен знать, где разбить лагерь, как построить жилище из подручных материалов. Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.
Учитель: Что же такое временное жилище?
(Ответы детей).
Запись в тетрадь. Временное жилище – это…….
Учитель: Перед началом строительства временного жилища, необходимо выбрать место.
Задание 1.
Выбрать из предложенных вариантов места, где можно и нельзя строить временные жилища.
Места, пригодные для строительства временного жилища |
Места, непригодные для строительства временного жилища |
Располагаться на ровной и возвышенной площадке. Иметь источник питьевой воды. Вокруг должно быть достаточно сухого топлива для костра. Находиться на продуваемом от мошкары месте. Иметь возможность для применения сигналов бедствия. |
В лесу, среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям. Места, расположенные слишком близко к воде Вблизи одиночных, отдельно стоящих деревьев. Вблизи гнезд пчел и шершней. |
(Обсуждение).
Учитель: После того, как выбрано место, следует приступить к строительству временного жилища. Оно будет зависеть от многих условий: времени года, особенностей местности, окружающей растительности, состояния погоды, от наличия подручных средств. Что можно использовать в качестве поручных средств?
(Ответы учащихся: проволока, веревка, брезент, палатки, куртки, жерди, лапник, ветки и др.)
(Учащиеся сами сначала пробуют назвать виды летних и зимних временных укрытий).
Учитель: Рассмотрим несколько вариантов временных укрытий, которые можно быстро построить, и которые смогут защитить человека как летом, так и зимой.
Начнем с летних и с самых распространенных.
(Учащиеся делают зарисовку в тетрадь).
3. Закрепление нового материала.
Учитель: А теперь давайте выполним задание для закрепления материала.
- Дайте название временным укрытиям.
- Перечислите виды временных жилищ и укрытий.
- Какие подручные материалы можно использовать пори строительстве укрытия?
4. Домашнее задание. Сделать макет любого временного укрытия.Изучить содержание темы, ответить на вопросы и выполнить задания в рабочей тетради.
Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке.
Давайте обсудим ваши ответы.
Какие оценки вы заработали на уроке? Поднимите руки те, у кого предполагаемая оценка совпала с реальной?
Поднимите руки те, у кого оценки не совпали? Почему? Что сделать, чтобы эта ситуация не повторилась в следующий раз?
С каким настроением работали на уроке?
Приложение.
Раздаточный материал. Вариант 2. Задания для закрепления материала.
1) прочитать текст, вставить необходимые слова ( правильное выполнение – 2 балла);
2) подобрать прилагательные, подходящие по смыслу, с помощью которых вы можете описать данный вид костра (не менее трех слов – 1 балл);
3) построить макет данного костра (должен походить на рисунок, аккуратно выполнен - 1 балл).
Условия задачи:
Группа ребят отдыхает на природе. Целый день шел дождь, но вскипятить воду для чая и сварить картошку все- таки надо. Ребята собрали дрова, но часть из них немного промокла. Какой костер вы посоветуете развести ребятам?
Ответ: _____________________________________
Вставьте пропущенные слова:
Для того, чтобы развести костер «____________________» следует _______ полена положить параллельно друг другу на некотором расстоянии, ______________ них - еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ _____________ к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в ________________ погоду. На этом костре можно использовать ________________ котелков.
Подберите прилагательные:
Раздаточный материал. Вариант 1. Задания для закрепления материала.
1) прочитать текст, вставить необходимые слова ( правильное выполнение – 2 балла);
2) подобрать прилагательные, подходящие по смыслу, с помощью которых вы можете описать данный вид костра
(не менее трех слов – 1 балл);
3) построить макет данного костра (должен походить на рисунок, аккуратно выполнен - 1 балл).
Условия задачи:
Жарким летним днем, Андрей и Коля отправились на берег реки отдохнуть, позагорать и покупаться. После купания ребята решили развести небольшой костер и вскипятить воду для чая. Какой костер вы можете посоветовать ребятам?
Ответ: _________________________
Вставьте пропущенные слова:
Для того, чтобы развести костер « ___________________» надо __________________ сухие дрова положить наклонно к ________________ , они должны частично опираться друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном ___________________ , и пламя получается высоким и ___________________ . Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в __________________ котелке. Так как этот костер ______________ прогорает необходимо иметь дрова в запасе.
Подберите прилагательные:
«_____________» -