Видеоматериалы. Занятие №3 «Растения — укрытия и жилища для животных»

3
0
Материал опубликован 25 June 2017 в группе

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

 Кинопособие « Экология животных »

 

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Живая природа планеты представлена царством растений, цар­ством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.

Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в переме­щениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно многообразна.

 

Тема. Растения — укрытия и жилища для животных

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия: Гнездо. Дупло. Маскирующая окраска

Вопросы для изучения

1.Где птицы могут устраивать свои гнезда? Приведите примеры.

2. Понаблю­дайте весной, какие материалы используют при постройке гнезда птицы разных видов.

3.Как влияют колонии птиц на окружающую их растительность?

4.Почему некоторые животные незаметны среди растений?

Среди растений птицы строят гнезда и выводят в них свое потомство. На­пример, дрозды-рябинники (рис.1) размещают гнезда в развилках высоких де­ревьев. Для устройства гнезда дрозд использует различный растительный материал — тонкие веточки, мох, стебли трав.
Применяют при гнездостроении растения и их части почти все воробьиные. Птицы вьют гнезда чрезвычайно искусно: переплетают
ветки, травинки, стебли, растительный пух и создают очень прочную конструкцию (рис. 1).

 

Рис.1. 1 — дрозд-рябинник; 2 — пеноч­ка и ее гнездо

В крупных стволах деревьев выдалбливают свои дупла дятлы. Известно, что, например, черный дятел затрачивает на выдалбливание дупла 10-17 дней, работая в день по 10-13 часов. Впоследствии в покинутых
дятлами жилищах могут поселиться другие птицы - синицы, поползни, мухоловки, скворцы (рис. 2).

 

Рис. 2. Дупло дятла — хозяин Рис. 3. Щука и другие обитатели водоема

и квартиранты (синица, поползень, мухоловка, скворец)

Некоторые птицы скрывают свое гнездо в траве. Например, гнездо пеноч­ки-трещотки, свитое из травинок и прикрытое травяной крышей, имеет форму лежащей на земле варежки. Если сама птичка это гнездо не укажет, опустившись к птенцам с кормом, его ни за что не найдешь.

В местах гнездовых колоний грачей, цапель на земле скапливается большое количество экскрементов. Это способствует улучшению питания растений, про­израстающих вблизи колоний, в частности усиливается снабжение их азотсодер­жащими веществами.

Среди растений многие животные прячутся от врагов или затаиваются при охоте. Пятнистая или полосатая окраска детенышей оленей и кабанов скрывает их под покровом леса от взгляда хищника. А вот полосатая окраска амурского тигра позволяет хищнику успешно замаскироваться в зарослях растений, подстерегая добычу. Пятнистая окраска щуки делает ее незаметной на фоне водной растительности (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

Занятие №2

Занятие №4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.