12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72109
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

 Кинопособие « Экология животных »

 

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Живая природа планеты представлена царством растений, цар­ством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.

Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в переме­щениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно многообразна.

 

Тема. Растения — укрытия и жилища для животных

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия: Гнездо. Дупло. Маскирующая окраска

Вопросы для изучения

1.Где птицы могут устраивать свои гнезда? Приведите примеры.

2. Понаблю­дайте весной, какие материалы используют при постройке гнезда птицы разных видов.

3.Как влияют колонии птиц на окружающую их растительность?

4.Почему некоторые животные незаметны среди растений?

Среди растений птицы строят гнезда и выводят в них свое потомство. На­пример, дрозды-рябинники (рис.1) размещают гнезда в развилках высоких де­ревьев. Для устройства гнезда дрозд использует различный растительный материал — тонкие веточки, мох, стебли трав.
Применяют при гнездостроении растения и их части почти все воробьиные. Птицы вьют гнезда чрезвычайно искусно: переплетают
ветки, травинки, стебли, растительный пух и создают очень прочную конструкцию (рис. 1).

 

Рис.1. 1 — дрозд-рябинник; 2 — пеноч­ка и ее гнездо

В крупных стволах деревьев выдалбливают свои дупла дятлы. Известно, что, например, черный дятел затрачивает на выдалбливание дупла 10-17 дней, работая в день по 10-13 часов. Впоследствии в покинутых
дятлами жилищах могут поселиться другие птицы - синицы, поползни, мухоловки, скворцы (рис. 2).

 

Рис. 2. Дупло дятла — хозяин Рис. 3. Щука и другие обитатели водоема

и квартиранты (синица, поползень, мухоловка, скворец)

Некоторые птицы скрывают свое гнездо в траве. Например, гнездо пеноч­ки-трещотки, свитое из травинок и прикрытое травяной крышей, имеет форму лежащей на земле варежки. Если сама птичка это гнездо не укажет, опустившись к птенцам с кормом, его ни за что не найдешь.

В местах гнездовых колоний грачей, цапель на земле скапливается большое количество экскрементов. Это способствует улучшению питания растений, про­израстающих вблизи колоний, в частности усиливается снабжение их азотсодер­жащими веществами.

Среди растений многие животные прячутся от врагов или затаиваются при охоте. Пятнистая или полосатая окраска детенышей оленей и кабанов скрывает их под покровом леса от взгляда хищника. А вот полосатая окраска амурского тигра позволяет хищнику успешно замаскироваться в зарослях растений, подстерегая добычу. Пятнистая окраска щуки делает ее незаметной на фоне водной растительности (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

Занятие №2

Занятие №4

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.