Методический материал по преодолению технических трудностей на разных этапах фортепианного обучения «Соотношение технических и музыкальных задач»
Кириченко Татьяна Анатольевна
Преподаватель
УДО Музыкальная школа №1 г. Горловка
Донецкая Народная Республика
Методический материал по преодолению технических трудностей на разных этапах фортепианного обучения.
СООТНОШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Среди множества задач воспитания пианистов одной из самых важных и сложных остается развитие исполнительской техники. Раскрыть эту технику ученику – одна из обязанностей преподавателя фортепиано.
Нет сомнений что делать это нужно с первых шагов пианистов в мир музыки. Очень важно в процессе занятий вызвать интерес и сознательное отношение к проблемам исполнительской техники в широком смысле слова, в частности к таким компонентам её как состояние руки и тела, посадка, приемы звукоизвлечения, способы изучения гамм, аккордов и так далее. Раскрывая зависимость игровых приемов от музыкального образа и индивидуального замысла исполнителя, не допуская каких-либо проявлений догматизма и «рецептуарности», педагог поясняет необходимость выработки рациональных исполнительских навыков для каждого ученика как будущего профессионала, так и любителя. Рассматривая взаимосвязь музыкального технического развития пианиста необходимо говорить в первую очередь об организации и свободе игрового аппарата, а здесь нужно обязательно учитывать физиологию и индивидуальность каждого ученика (здесь уместно обратиться к методическим рекомендациям Анны Абрамовны Шмидт-Шиловской “ О воспитании пианистических навыков”). Важно обратить внимание на следующие моменты:
Организация игровых движений пианистка
Гимнастика
Упражнение за инструментом
Игра учеников этого педагога всегда отличалась органичность, образностью пианистической свободой.
Во-вторых при формировании уже первоначальных навыков ученика необходимо формировать и отношение к звуку - это способ прикосновения к клавише, тембровые окраска звука, дослушивание звука, собирание звуков в мотив, фразу, роль дыхания в исполнительском процессе.
В-третьих, очень важна роль педагогической интуиции, способность поставить себя на место ученика, почувствовать и понять малейшее его неудобство и вместе с тем помочь ему выразить до конца твоё отношение к исполняемому.
Точные образные замечания, иногда небольшой штрих, способны преобразить всю картину исполнение.
Возвращаясь к исходной теме, а именно – к соотношению технических и музыкальных задач, следует сказать, что: «Чем яснее, что нужно сделать, тем яснее как это сделать”.
Содержание- всегда выступает на передний план. Ясные представления помогут раскрыть содержание.
Повседневная техническая работа, подробная работа над деталями, частями.
Приступая к работе с конкретным учеником нужно решать такие проблемы как:
Художественные потребности данного ученика (его образное мышление);
Исполнительская воля;
Физические и физиологические особенности;
Способность быстро мыслить.
Рассмотрим, как происходит процесс формирования двигательных приемов у начинающих при разучивании музыкальных произведений. Основой начального формирования моторики является ощущение кончика пальца, свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений, игра non legato, затем постепенное освоение других штрихов на основе маленьких образных пьес. Постепенно репертуар усложняется. Еще в конце первого- начале второго года обучения в сочинения уже ставят целью развитие определенного технического навыка. Приходит время использовать в занятиях не только художественную литературу, но и специально написанный инструктивный материал (это этюды), параллельно изучать различные виды гамм и арпеджио, упражнения. При этом все требования, которые мы предъявляем в пьесах переносятся на изучение этюдов. Это: понимание замысла автора, вслушивание в игру, умение видеть трудности и работать над ними.
Опыт показывает, что навыки мелкой пальцевой техники должны прививаться уже с первых шагов обучения. Гибкость мускулатуры детей 7-8 летнего возраста помогает приспособиться к инструменту, усвоить и закрепить навыки пальцевой подвижности.
Наиболее удобны для детской руки позиционные этюды, когда все пять пальцев располагаются в пределах квинты. Начальные этюды – это элементарные технические формулы, которые мы встречаем в будущем в произведениях композиторов XIX века – Бетховена, Вебера, Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа.
На примере этюдов Черни-Гермера мы видим, что подавляющее большинство фигур мелкой техники представлено в виде коротких однотипных по ритмическому и техническому строению позиционных повторяющихся звеньев. Для одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно совпадающей аппликатурой. В этюдах Черни в высшей степени целесообразно и удобно построена партия аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических трудностей. Партия аккомпанемента служит своего рода сигналом (восклицательным знаком), привлекающим внимание ученика к появлению нового фактурного элемента или к изменениям фигурационного рисунка. Любопытно, что направление движения в обоих партиях нередко совпадает и изменяется обычно в них одновременно.
Рассмотрим технику разбора этюда Карла Черни Ор.849 №14
Приступая к разбору этюда, выясняем что это этюд на мелкую технику, который состоит не из мелких мотивов – позиций, а строится продолжительными гаммообразными пассажами в 2-3 октавы. Разбирам текст фразами с нужной артикуляцией и динамикой. Есть в этюде и позиционные места, где нужно добиваться удобного движения для достижения четкого звучания не зажатыми руками. Этюд разделяем цифрами на части – фразы, находим кульминацию, отслеживаем тональный план. Когда этап разбора закончен, этюд пробуем играть в более подвижном темпе. Оказалось, очень трудным начинать нисходящую гамму с пятого пальца. Нужно услышать, очень хорошо себе представить первый мотив из 9 нот. Кроме этого катящийся, движущийся, легкий, стремительный, напористый, отдающий все силы, довольный. Думая над образной сферой, воображаем себе веселого велосипедиста, который сначала просто легко и весело крутит педали и катится, посматривая по сторонам, а затем входит в азарт, обгоняя всех соперников, и побеждает.
Подводя итоги, хочется сказать о соотношении технических задач и музыкальных. Исходя из опыта, рекомендую избегать бездумной беготни по клавишам. Изучая любое произведение нужно одухотворять, психологизировать каждый голос, элемент фигуры (в том числе фон аккомпанемент) опираясь на верную фразировку, агогику и технические приемы. Это можно назвать «заводить много голосов внутри себя». В результате исполнение приобретет полифоничность, «объемность», рельефность, что помогает раскрытию драматургического произведения.
Богатство звуковой палитры пианиста основывается на владении разными техническими приемами.
Работа пианиста требует не столько физического, сколько умственного напряжения. «Техника локализована в мозгу человека» - Бузони. Поэтому, если произведение выучено с точной мозговой ясностью, а не зубрежной, не будет на сцене срывов и неудач.