12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Наталья Ибрагимовна1023
Россия, Карелия респ., Костомукша
Материал размещён в группе «В помощь учителю английского языка»
Обучение чтению на ранних этапах изучения английского языка

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. Важность работы с текстом для формирования и развития УУД неоспорима; все мы прекрасно понимаем, что текст представляет собой опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. Требования к уровню владения этим видом речевой деятельности по ФГОС также предъявляются немалые.

Зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Не могу не вспомнить сейчас знаменитую поговорку о правилах чтения в английском языке – «Пишется Манчестер, а читается Ливерпуль» - которая как нельзя лучше отражает уровень сложности овладения чтением на английском языке. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности и возрастные особенности детей этого возраста, разнообразить учебные материалы. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску.

Существует два подхода к обучению детей чтению – фонематическое и чтение целыми словами (визуализация). Во многих УМК обучение чтению на английском языке в начальной школе ведётся по фонематическому принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтения открытого и закрытого слогов и подразумевается, что ученики сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок. С опытом приходит понимание того, что это просто невозможно сделать.

В этом учебном году я работаю по новым для меня учебникам “Spotlight”. И в своей работе я столкнулась с новой трудностью. Обучение чтению в данном УМК ведётся по принципу визуализации или обучения чтению целыми словами. Такой способ не предполагает фонематического анализа слов, поэтому у родителей часто возникает масса вопросов, как же ребёнок может прочитать, если он не знает правил чтения. Это влечёт трудности, как для родителей, так и для педагога, и что самое главное, для ребёнка. Особенность обучения по Spotlight – с самых первых страниц учебника идут диалоги, песенки и т.д. Но дети не сами читают текст, они на слух воспринимают образец – речь учителя, аудиозапись, и повторяют за ним. Затем начинаются буквы, даётся визуальный образ слова и к нему картинка. Ребёнок должен запомнить, что определённой картинке соответствует определённое слово, и определённые звуки, не вдаваясь в подробности, почему название буквы одно, а звук другой.

Авторами этого метода, который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминают то, что интересно. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют слово, детям трудно понимать многочисленные правила чтения, которые, как нам кажется, мы «разложили по полочкам». Возможно, эта способность детского мозга позволяет ребенку справляться с огромным потоком информации. Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буквами, схемами, транскрипциями, условными обозначениями - мы обращаемся к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у детей.

Каковы преимущества данного способа обучения чтению? В английском языке невероятное количество слов-исключений, которые не поддаются никаким правилам чтения. И большая часть этих исключений выпадает именно на часто употребляемые слова. Поэтому их в любом случае придётся учить. К тому же, благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение. Тогда как при введении правил чтения длительное время проводится отработка правила в чтении многочисленных слов, коммуникативного значения которые не несут (ведь на данном этапе главное, чтобы слова подходили под определённое правило, а что эти слова значат, в принципе не важно). Таким образом, обучение чтению целыми словами способствует повышению мотивации ребёнка, поскольку буквально через 2-3 недели он способен читать небольшие диалоги, он горд собой и чувствует, что он может читать по-английски. Обучение чтению методом визуализации способствует также развитию полезных стратегий в области чтения. Например, чтение по ключевым словам (My name… IS), что очень важно для быстрого, беглого чтения.

Есть у этого способа и минусы. Например, достаточно большой объём информации, необходимой для заучивания, в то время как современные дети не отличаются хорошей памятью. К тому же, ребёнок может путать слова, похожие по написанию. Кроме того, при появлении нового слова ребёнок просто не знает, как его прочитать, потому что не знает ни правил чтения, ни транскрипции, он может только догадываться.

Таким образом, при обучении детей чтению на ранних этапах изучения языка не стоит впадать в крайности – злоупотреблять визуализацией или использовать только чтение слов по правилам чтения. Ребёнок должен понимать, что в английском языке много исключений с точки зрения правил чтения. То есть необходимо к чтению целыми словами добавлять работу по звукобуквенному (фонематическому) анализу слова, чтобы ребёнок не путал похожие по написанию слова.

Ну, а теперь, перейдём к конкретным приёмам работы по обучению данному важному виду речевой деятельности.

1) Прежде всего, необходимо упомянуть важность и пользу «старых-добрых» песенок, рифмовок и чантов. Неоценимую помощь в такой работе оказывают аудио- и видео-приложения, разработанные авторами УМК или подобранные учителем по теме занятия.

2) Различные упражнения с изученной лексикой, способствующие развитию навыка чтения целыми словами:

-) Всевозможные вариации игр на соответствие (Matching games): соединение частей знакомых слов (из двух колонок ребята подбирают начало и конец слова), установление соответствий: слово – картинка, выбор слова, подходящего к картинке, из списка предложенных слов.

-) Упражнения с пропущенными буквами;

-) Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти, или "Пары").

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово". (пример в LearningApps - http://learningapps.org/display?v=pmobsyqh516)

Хочется отметить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет сделать указанные виды работы более динамичными и привлекательными для учащихся. Кроме того, благодаря введению электронного дневника у учителя появляется возможность оставлять в качестве домашнего задания ссылки на игровые упражнения в интернете, а у ребёнка появляется возможность ещё раз поработать с материалом дома.

-) Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель использует карточки с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся, называет слово и снова поворачивает к себе. Дети повторяют слово. После предъявления и озвучивания ряда карточек учитель молча показывает карточки, постепенно наращивая скорость смены карточек. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

После того, как ребёнок освоил звукобуквенные соответствия, можно переходить к обучению чтению по фонематическому принципу. Из-за большого количества правил чтения, и ещё большего количества исключений из этих правил, данный вид работы также представляет ряд сложностей для второклассников. В первую очередь начинаю учить чтению на примере слов, в которых буквы передают именно те звуки, которые были выучены детьми на этапе чтения целыми словами. По очереди прикрепляю на доску или демонстрирую в мультимедийной презентации буквы и прошу назвать звуки, которые они обозначают, затем звуки соединяем в слова, по аналогии с принципом чтения на русском языке. На этом этапе полезными также будут следующие игровые приёмы:

-) Работа с кубиками: на грани кубиков нанесены буквы английского алфавита (по бокам кубики с согласными, в центре – кубик с гласными). Кубики можно кидать в произвольном порядке и затем читать получившееся слово, либо осознанно крутить грани, составляя знакомые слова. Работу можно проводить в парах, небольших группах, либо фронтально с сопутствующей демонстрацией кубиков через документ-камеру.

-) Использование «семеек» слов (Family Words), над которыми работаем фронтально или в парах. Здесь, кстати, можно использовать динамические модели слов, в которых есть возможность менять одну из букв в слове или добавлять буквы к словам, в результате чего меняются слова (mat-sat-bat-rat-cat; pan – pen – pin; tan – stan – stand, т.д.). Модели можно стилизовать под любимых сказочных персонажей второклассников. Кроме того, на интернет-сайтах сейчас немало подобного материала в занимательной анимационной форме.

-) Игровые задания на коммуникативно-направленной проблемной основе, которые способствуют повышению мотивации учения и его эффективности. Создаю странички с заданиями от знакомых сказочных персонажей для чтения во фронтальном или групповом (парном) порядке. Например, книга «Учимся читать со Смешариками», на каждой странице которой задание на чтение знакомых и незнакомых слов, в основе задания какая-то проблемная ситуация, необходимость помочь кому-то из Смешариков, прочитав все слова, либо найдя рифмующиеся слова, т.д. 

 

Совершенно оправданно возникает вопрос, когда этим заниматься при двух 40-минутных уроках в неделю! Частично соглашусь, времени на всё катастрофически не хватает. Признаюсь, также, что часто материалы УМК очень мало используются в ходе урока, поскольку считаю, что нет смысла гнать по программе, если ребёнком не усвоены основные понятия и не выработаны навыки для дальнейшего этапа обучения. Однако, если применять указанные приёмы работы в системе, у детей вырабатывается привычка к определённым действиям, и нет необходимости долго объяснять, что нужно сделать. И потом, игровые задания всегда проходят динамичнее монотонного чтения списка слов по цепочке. Каждому ребёнку хочется какое-то действие в игре, повышается интерес и мотивация.

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные слова, осваивать правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Опубликовано в группе «В помощь учителю английского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.