12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баева Наталия Ивановна42
Ученики заряжают меня своим позитивом
Россия, Тамбовская обл., Котовск

Методическая разработка

Приемы использования открытых задач на разных этапах урока

Баева Н.И., учитель математики МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

г. Котовска Тамбовской области

Цель данной разработки: показать приемы использования задач открытого типа на разных этапах урока для формирования УУД школьников.

Актуальность

Школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ.

Открытая задача, в отличие от закрытой, имеет несколько (хотя бы два) взаимоисключающих ответа.

Для решения жизненных проблем очень важно уметь решать задачи открытого типа. Подобные задачи позволяют развивать творческий потенциал ученика, логическое мышление, подготовить его к применению знаний в различных ситуациях.

Задача учителя – научить решать не только закрытые, но и открытые задачи.

Приемы использования задач открытого типа на разных этапах урока

Обучение решению задач начинаю с формирования у школьников умения различать закрытые задачи от открытых по таким параметрам, как условие, пути решения, ответ. Например, даю задание: определите, какие задачи относятся к закрытым, а какие к открытым:

Расстояние между машинами, едущими по шоссе, 693 км. Первая машина двигается со скоростью 43 км/ч, вторая - со скоростью 56 км/ч. Чему будет равно расстояние между машинами через 1 час?


Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно грузовая машина со скоростью 43 км/ч, и легковая машина со скоростью 56 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами 693 км?

Одним из наиболее эффективных методических приемов обучения решению задач является формирование умения самостоятельно составлять новые задачи открытого типа. Для этого предлагаю учащимся алгоритм:

Шt1636038129aa.png аг первый: подбор материала

Шаг второй: составление условия и вопроса

Шаг третий: формулирование контрольного ответа

Шаг четвертый: продумывание дополнительного вопроса

Например,

См. рисунок

Три туристических маршрута из пункта А в пункт В пролегают через пункты С, D и К. На первом маршруте расстояние от пункта А до пункта С туристы прошли за 6 дней, от пункта С до пункта В – за 5 дней. Расстояния между соседними пунктами показаны на схеме. Найдите расстояние между пунктами A и B.

Расстояние между пунктами A и B, пролегающий через пункт D 171 км.

Расстояние между пунктами A и B, пролегающий через пункт K 175 км.

Расстояние между пунктами A и B, пролегающий через пункт C 198 км.

Найдите среднюю скорость (в км/день) движения туристов из пункта А в пункт В на первом маршруте.

Также учу школьников дополнять открытую задачу ограничивающими условиями для формирования из нее закрытой задачи или для сокращения количества решений открытой.

Открытая задача

Закрытая задача

С помощью цифр 6, 1 и 4 запишите четное трехзначное число.

С помощью цифр 6, 1 и 4 запишите четное трехзначное число, цифры которого расположены в порядке возрастания

Известно, что треугольники t1636038129ab.gif и t1636038129ac.gif прямоугольные и равнобедренные. Следует ли из этого, что t1636038129ad.gif?

Известно, что треугольники t1636038129ab.gif и t1636038129ac.gif прямоугольные, равнобедренные и имеют общий катет t1636038129ae.gif Следует ли из этого, что t1636038129ad.gif?

Способность учащихся к формулированию новых задач также можно использовать в качестве индикатора высокого уровня сформированности УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

С целью повышения мотивации обучения применяю задачи открытого типа на этапах актуализации знаний, а также при изучении нового материала.

Например: подумайте, можно ли разбить на две части числа 35, 44, 45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотрите возможные случаи.

В школе встречается несколько разновидностей задач, которые можно разделить на две группы: задачи, с кажущимся недостатком данных; задачи с реальным недостатком данных. Важно научить детей распознавать такие задачи и решать их. На этапе закрепления полученных знаний использую задачи:

В прямоугольнике стороны равны 8,4 см и 3,9 см, а периметр 24,6 см. Найти площадь прямоугольника. (данные условия, кажущиеся лишними, помогают оценить корректность задачи)

В прямоугольнике длины сторон равны 6,7 см и 4,2 см, а площадь равна 25,3 см2. Найдите периметр прямоугольника. (условие этой задачи не только избыточно, но и противоречиво)

На этапе рефлексии предлагаю учащимся открытые задачи-ловушки. Ловушкой может быть лишнее условие задачи, неправильный ответ на вопрос и т.д. Важно, что ошибка сделана не случайно, а в наиболее «ответственном» месте. Такие ловушки предназначены для того, чтобы тренировать бдительность ребенка, не позволяя ему решать задачи «по накатанной» дороге, учить его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Например: дана окружность радиуса 13 см, точка t1636038129af.gif – середина радиуса t1636038129ag.gif Хорда t1636038129ah.gif перпендикулярна радиусу t1636038129ag.gif Известно, что t1636038129ai.gif 4 см. Найти t1636038129aj.gif (отрицательное число показывает, что точка t1636038129ak.gif находится между точками t1636038129af.gif и t1636038129al.gif)

Использование открытых задач наряду с закрытыми на различных этапах урока позволяет формировать все виды УУД школьника:

Регулятивные: саморегуляция, коррекция, контроль.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ, синтез, моделирование.

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Список используемой литературы:

Горев П. М., Рычкова О. В. Моноурок математики в системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 1–5

Зиновкина М. М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2001

Турчен Д.Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения// Интернет –журнал «Науковедение». 2015. №7. С.179

Шноль Д.Э., Сгибнев А.И., Нетрусова Н.М. Система открытых задач по геометрии. 7 класс. М.:Чистые пруды, 2009

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.