Урок «Составление программ с использованием графических примитивов»
ТЕМА:Составление программ с использованием графических примитивов. Построение графиков функций в полярной системе координат
ТИП УРОКА:лабораторная работа
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: самостоятельная работа, элементы лекции
Цель урока: Отработка навыков работы построения графических примитивов в среде программирования,
Построение по заданному параметрическому представлению графиков функций: эпициклоиды, кардиоиды, астроиды.
Задачи:
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой в среде программирования.
Обучающая: научиться строить по заданному параметрическому представлению графики функций: эпициклоиды, кардиоиды, астроиды, улитки Паскаля, строфоиды.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ОСWindows 10, PascalABC
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ:
Раздаточный материал «Лабораторная работа»
Список используемой литературы:
1. С.А. Абрамов, Е.В.Зима. Начала информатики. Москва «Наука", 2008.
2. Д.М. Златопольский. Сборникзадач по программированию. 3-е издание. Спб, «БХВ-Петербург», 2011.
ХОД УРОКА
Деятельность преподавателя, содержание урока |
Деятельность студента |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап (1 минута) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте! |
Организация рабочего места учащихся, организация общего внимания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разминка (3 минуты) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд №3 Продолжите ряд чисел 1)1248163264128….. 2)110100100010000… 3)16 17 15 18 14 19 _ _ 4) 182764125 ... 5 ) 1 2 2 4 8 11 ? 37 148 |
Фронтальная работа. Один выходит к доске и выполняет задание, аудитория оценивает работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация и мотивация знаний (4 минуты) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для создания графических программ нужно знать определенные графические команды. Повторим их. 1. Как подключить графический модуль ? 2. Как определить начальные значения окна вывода? 3. Как найти середину экрана? 4. Команды вывода окружности и точки на экран? 5. Как задать цвет и толщину пера, цвет заливки? 6. Команда задержки выполнения команды. 7. Как перевести углы из радианной меры в градусную и наоборот?
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя справку. Для вопроса № 7 нужно использовать формулу 2Pi(рад) = 360 (град) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала (7 минут) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте теперь попробуем ответить на вопрос: Как вывести на экран циферблат часов с двигающимися стрелками и обозначением часов. Как рассчитать положение стрелок на плоскости? В этих случаях следует воспользоваться полярной системой координат. Формулы кривых в полярной системе координат вычисляются проще, чем в декартовых. Полярные координаты позволяют рисовать более сложные и красивые фигуры. Формулы перехода от полярных координат к декартовым.
X=RCOS(F ) Y=RSIN(F) F - угол
Пример. Давайте вместе построим график окружности.
uses GraphABC; varx, y, r, s : real; i, k1, k2 : integer; begin s := 0; r :=50; k1 :=windowWidthdiv 2; k2 :=windowHeightdiv 2; setpenWidth(2); SetPenColor(clRed); REPEAT x :=r*cos(s); y := r*sin (s); circle(round(x)*3+k1, round(y)*3 +k2,2); s := s+0.05; until s >2*pi; end. Теперь, изменив одну формулу, мы можем получить изображение клевера (4-х и 3-х листного). REPEAT r := 100*cos(2*s);// радиу,для трехлистного = 3*s x :=r*cos(s); y := r*sin (s); circle(round(x)*2+k1, round(y)*2 +k2,2); s := s+0.05; until s >2*pi; Если коэффициент четный, то четное количество лепестков. |
Студенты слушают, делают пометки в тетрадях.
Совместная работа в среде программирования. Студенты выполняют задания, тестируют программу, меняя коэффициенты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (10 минут) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Выполнить по одному заданию из части А и части Б. Демонстрация результатов работы на интерактивной доске. |
Студенты получают задания по вариантам. Согласно инструкции создают программу для построения графика функции. По окончанию демонстрируют результаты своей работы на интерактивной доске. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как изменится график функции под влиянием коэффициентов? Измените, коэффициенты графиков функций и посмотрите на результаты. |
Студенты работают самостоятельно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2 (15 мин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для одного из графиков необходимо выполнить: В верхней части окна вывести название графика. Добавить к существующему проекту надписи шкалы градусов (по окружности). Осуществить перевод радианной меры в градусы. Использовать формулу 2Pi = 360 0. Для вывода на экран текста использовать команду TextOut(x,y, выводимый текст). Пример. TextOut (20, 30, ‘Пример программы’); В качестве выводимого текста может быть строковая переменная, описанная типом string. Пример. Varst : string; … St :=’Графикфункции ’; TextOut (20, 30, st); Для перевода числа в строку нужно использовать формулу Str(Число, строка); Пример. Var n : integer; st : string; … N:= 25; str(n, st); Образец выполнения работы |
Студенты работают самостоятельно. По мере необходимости помогают друг другу.
По окончанию несколько студентов выходят к интерактивной доске и демонстрируют результаты своей работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока (5 минут) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка работы группы и студентов, отличившихся на уроке
|
Демонстрация выполненных проектов учащихся.
|