Урок «Составление программ с использованием графических примитивов»

1
0
Материал опубликован 14 March 2018

ТЕМА:Составление программ с использованием графических примитивов. Построение графиков функций в полярной системе координат


 

ТИП УРОКА:лабораторная работа


 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: самостоятельная работа, элементы лекции


 

Цель урока: Отработка навыков работы построения графических примитивов в среде программирования,

Построение по заданному параметрическому представлению графиков функций: эпициклоиды, кардиоиды, астроиды.


Задачи:

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой в среде программирования.

Обучающая: научиться строить по заданному параметрическому представлению графики функций: эпициклоиды, кардиоиды, астроиды, улитки Паскаля, строфоиды.


 

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ОСWindows 10, PascalABC

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ:

Раздаточный материал «Лабораторная работа»

Список используемой литературы:

1. С.А. Абрамов, Е.В.Зима. Начала информатики. Москва «Наука", 2008.

2. Д.М. Златопольский. Сборникзадач по программированию. 3-е издание. Спб, «БХВ-Петербург», 2011.


 

ХОД УРОКА

Деятельность преподавателя, содержание урока

Деятельность студента

Организационный этап (1 минута)

- Здравствуйте!

Организация рабочего места учащихся, организация общего внимания

Разминка (3 минуты)

Слайд №3

Продолжите ряд чисел

1)1248163264128…..

2)110100100010000…

3)16 17 15 18 14 19 _ _

4) 182764125 ...

5 ) 1 2 2 4 8 11 ? 37 148


 


 

Фронтальная работа.

Один выходит к доске и выполняет задание, аудитория оценивает работу

Основной этап

Актуализация и мотивация знаний (4 минуты)


 

Для создания графических программ нужно знать определенные графические команды. Повторим их.

1. Как подключить графический модуль ?

2. Как определить начальные значения окна вывода?

3. Как найти середину экрана?

4. Команды вывода окружности и точки на экран?

5. Как задать цвет и толщину пера, цвет заливки?

6. Команда задержки выполнения команды.

7. Как перевести углы из радианной меры в градусную и наоборот?


 


 


 


 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя справку.

Для вопроса № 7 нужно использовать формулу

2Pi(рад) = 360 (град)

Объяснение нового материала (7 минут)

Давайте теперь попробуем ответить на вопрос:

Как вывести на экран циферблат часов с двигающимися стрелками и обозначением часов. Как рассчитать положение стрелок на плоскости? В этих случаях следует воспользоваться полярной системой координат.

Формулы кривых в полярной системе координат вычисляются проще, чем в декартовых. Полярные координаты позволяют рисовать более сложные и красивые фигуры.

Формулы перехода от полярных координат к декартовым.


 

X=RCOS(F )

Y=RSIN(F)

F - угол


 

Пример. Давайте вместе построим график окружности.


 

uses GraphABC;

varx, y, r, s : real;

i, k1, k2 : integer;

begin

s := 0; r :=50;

k1 :=windowWidthdiv 2;

k2 :=windowHeightdiv 2;

setpenWidth(2);

SetPenColor(clRed);

REPEAT

x :=r*cos(s);

y := r*sin (s);

circle(round(x)*3+k1, round(y)*3 +k2,2);

s := s+0.05;

until s >2*pi;

end.

Теперь, изменив одну формулу, мы можем получить изображение клевера (4-х и 3-х листного).

REPEAT

r := 100*cos(2*s);// радиу,для трехлистного = 3*s

x :=r*cos(s);

y := r*sin (s);

circle(round(x)*2+k1, round(y)*2 +k2,2);

s := s+0.05;

until s >2*pi;

Если коэффициент четный, то четное количество лепестков.


 

Студенты слушают, делают пометки в тетрадях.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Совместная работа в среде программирования.

Студенты выполняют задания, тестируют программу, меняя коэффициенты.

Самостоятельная работа (10 минут)

Задание 1. Выполнить по одному заданию из части А и части Б.

Демонстрация результатов работы на интерактивной доске.

Студенты получают задания по вариантам. Согласно инструкции создают программу для построения графика функции. По окончанию демонстрируют результаты своей работы на интерактивной доске.

ВАРИАНТЫ индивидуальных заданий:

Часть А

Спираль

x=tsin(t), y=tcos(t), t[0;5π]

Дельтоида

x=2cos(t)+cos(2t), y=2sin(t)−sin(2t), t[0;2π]

Астроида

X = 2sin3(t), y = 2cos3(t), t ϵ [0; 2π]

Полярная роза 1

r(t)=sin(6t),t[0;2π]

Полярная роза 2

r(t)=sin(74t) ,t[0;8π]

ФигурыЛиссажу1

   

Фигуры Лиссажу 2

Фигуры Лиссажу 3

x(t) = sin(5t +π/2), y(t) = sin(6t), t ϵ [0; 2π]

Часть Б

Бабочка

Сердце

Гипоциклоида 1

Гипоциклоида 2

Гипоциклоида 3

Эпициклоида


 

Как изменится график функции под влиянием коэффициентов?

Измените, коэффициенты графиков функций и посмотрите на результаты.

Студенты работают самостоятельно.


 

Задание 2 (15 мин)

Для одного из графиков необходимо выполнить:

В верхней части окна вывести название графика.

Добавить к существующему проекту надписи шкалы градусов (по окружности).

Осуществить перевод радианной меры в градусы. Использовать формулу 2Pi = 360 0.

Для вывода на экран текста использовать команду TextOut(x,y, выводимый текст).

Пример. TextOut (20, 30, ‘Пример программы’);

В качестве выводимого текста может быть строковая переменная, описанная типом string.

Пример. Varst : string;

St :=’Графикфункции ’;

TextOut (20, 30, st);

Для перевода числа в строку нужно использовать формулу

Str(Число, строка);

Пример. Var n : integer; st : string;

N:= 25; str(n, st);

Образец выполнения работы

Студенты работают самостоятельно.

По мере необходимости помогают друг другу.


 

По окончанию несколько студентов выходят к интерактивной доске и демонстрируют результаты своей работы.

Подведение итогов урока (5 минут)


 

Оценка работы группы и студентов, отличившихся на уроке


 

Демонстрация выполненных проектов учащихся.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации