Конспект логопедического занятия «Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы»
Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.
Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.
Задачи.
Коррекционные:
· Уточнить и закрепить пространственные представления.
· Формировать межполушарное взаимодействие.
· Формирование языкового анализа и синтеза.
· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.
· Расширять активный словарь.
· Формировать адекватную самооценку.
Образовательные:
· Продолжать формировать понятие о профессиях.
· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.
· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.
· Формировать навыки словообразования.
Воспитательные:
· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.
· Учить взаимодействовать друг с другом.
· Работа над осведомлённостью.
· Развивать рефлексию.
Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.
Ход занятия.
Организационный момент (кинезиология).
-Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.
1. Упражнение «Буратино»
Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.
2. Дыхательная гимнастика:
Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на пять счётов носом.
3. «Морганье».
-А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.
Формулирование темы и цели занятия.
Игра «Добавь волшебный слог».
-Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или –щик.
Лёт___
Гон___
Дрессиров___
Строи___
Двор___
Автомат___
Писа___
Фокус___
-Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).
-С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?
Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».
Игра «Скажи в нужной интонации».
-Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:
ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!
-Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?
- Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.
Деление на команды.
Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.
Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.
Конкурс 1. «Будь внимательным!»
Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.
Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской—
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пропахла бензином.
Блузка рабочего—маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате—лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».
Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.
На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:
Кто? _____ _____ кем? .
За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.
Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).
У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.
Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».
Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.
Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).
Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.
р |
а |
д |
и |
с |
т |
Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».
Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):
Кто? ______ что? .
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.
Конкурс 5. «Женские профессии».
Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.
(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).
Пианист—
Певец—
Портной—
Писатель—
Стюард—
Продавец—
Гитарист—
Барабанщик—
Лыжник—
Велосипедист—
Художник—
Скрипач—
Гитарист—
Космонавт—
Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».
Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.
Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.
Конкурс 7. «Установи закономерность».
Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.
Радист радиограмма |
Учитель Указка, знания, школа, оценка, буква |
Радист азбука Морзе |
Учитель Указка, знания, школа, оценка, буква |
Радист наушники |
Учитель Указка, знания, школа, оценка, буква |
Радист корабль |
Учитель Указка, знания, школа, оценка, буква |
За каждый правильный ответ—1 балл.
Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо ?»
Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.
Кинешь в речку—не тонет,
Бьёшь о стенку—не стонет,
Будешь об пол кидать—
Станет кверху летать.
(Мяч)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к берёзке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расчёска)
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную …(иголку)
В поле чёрном заяц белый,
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)
Льётся речка—мы лежим.
Лёд на речке—мы бежим.
(Коньки)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
(Градусник)
Подведение итогов, рефлексия.
Подсчёт баллов, объявление победителей.
Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.
Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.
Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.
Поднимите руки, кому было интересно.
Поднимите руки, кто узнал что-то новое.
Спасибо, ребята, до новых встреч!