Конспект логопедического занятия «Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы»

5
0
Материал опубликован 6 January 2018

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.

Задачи.

Коррекционные:

·        Уточнить и закрепить пространственные представления.

·        Формировать межполушарное взаимодействие.

·        Формирование языкового анализа и синтеза.

·        Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.

·        Расширять активный словарь.

·        Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

·        Продолжать формировать понятие о профессиях.

·        Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

·        Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

·        Формировать навыки словообразования.

Воспитательные:

·        Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

·        Учить взаимодействовать друг с другом.

·        Работа над осведомлённостью.

·        Развивать рефлексию.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

-Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все  пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

-А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

Игра «Добавь волшебный слог».

-Ребята, добавьте недостающий слог  -тель, -чик, -ник или –щик.

Лёт___

Гон___

Дрессиров___

Строи___

Двор___

Автомат___

Писа___

Фокус___

-Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).

-С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?

Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».

Игра «Скажи в нужной интонации».

-Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:

ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!

-Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?

- Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.

Деление на команды.

Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.

Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.

Конкурс 1. «Будь внимательным!»

Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.

Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской—

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пропахла бензином.

Блузка рабочего—маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате—лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».

Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.

На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:

Кто?   _____   _____   кем? .

За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.

 Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).

У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.

Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».

Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.

Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).

Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.

р

а

д

и

с

т

 

Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».

Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):

Кто?  ______  что?  .

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.

Конкурс 5. «Женские профессии».

Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.

(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).

Пианист—

Певец—

Портной—

Писатель—

Стюард—

Продавец—

Гитарист—

Барабанщик—

Лыжник—

Велосипедист—

Художник—

Скрипач—

Гитарист—

Космонавт—

Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».

Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.

Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.

Конкурс 7. «Установи закономерность».

Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.

Радист

радиограмма

Учитель

Указка, знания, школа, оценка, буква

Радист

азбука Морзе

Учитель

Указка, знания, школа, оценка, буква

Радист

наушники

Учитель

Указка, знания, школа, оценка, буква

Радист

корабль

Учитель

Указка, знания, школа, оценка, буква

За каждый правильный ответ—1 балл.

Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо ?»

Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.

Кинешь в речку—не тонет,

Бьёшь о стенку—не стонет,

Будешь об пол кидать—

Станет кверху летать.

(Мяч)

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

(Лыжи)

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)

В поле чёрном заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

(Мел)

Льётся речка—мы лежим.

Лёд на речке—мы бежим.

(Коньки)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)

Подведение итогов, рефлексия.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.

Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.

Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.

Поднимите руки, кому было интересно.

Поднимите руки, кто узнал что-то новое.

Спасибо, ребята, до новых встреч!

http://myuznikova.ucoz.com/publ/konspekty_logopedicheskikh_zanjatij/konspekt_logopedicheskogo_zanjatija_professii_sostavlenie_predlozhenij_po_kartinke_s_ispolzovaniem_opornykh_slov_skhemy/4-1-0-53

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации