Урок информатики «Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов»
Тема урока «Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов»
Цели: проверить полученные знания по теме «Компьютерная графика»; научить создавать растровое изображение с помощью графических примитивов.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
Понятия «область рисования», «примитив», «панель рисования», «линия», «кривая», «прямоугольник», «многоугольник», «овал «окружность», «палитра», «пипетка».
Учащиеся должны уметь:
Создавать область рисования в растровом графическом редакторе Gimp;
Создавать изображения, используя графические примитивы
Программно-дидактическое оснащение:
Угринович, § 1.3.1, с.28; демонстрация «Графические примитивы»; проектор; редактор растровой графики Gimp; карточки с проверочной работой по теме «Компьютерная графика»; карточки с практической работой по теме «Графические примитивы»; карточки с домашней работой
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверочная работа по теме «Компьютерная графика»
Вариант 1
А1. Наименьшим элементом растровой графики является:
а) точка;
б) линия;
в) треугольник;
г) куб.
А2. Чаще векторная графика применяется для:
а) редактирования изображений;
б) полиграфических изданий;
в) развлекательных программ;
г) создания арт-галереи.
А3. Что означает сокращение dpi?
а) количество точек на дюйм;
б) количество дюймов на точку
в) количество сантиметров на точку;
г) количество точек на сантиметр
А4. В чем измеряется разрешение принтера?
а) в пикселях;
б) в сантиметрах;
в) в дюймах;
г) в dpi
А5. Размер растрового файла не изменится, если изменить:
а) разрешение экрана;
б) разрешение изображения;
в) dpi;
г) цветовую палитру
А6. Белый цвет – это область наложения для:
а) CMYK;
б) RGB;
в) HSB;
г) BMP.
А7. Какой из форматов файлов является растровым?
а) JPEG;
б) CDR;
в) SWF;
г) WMF
А8. Для хранения 256-цветного изображения на один пиксель требуется:
а) 2 байта;
б) 4 бита;
в) 256 битов;
г) 1 байт
А9. Какие базовые цвета используются при формировании цвета пикселя на экране дисплея?
а) красный, зеленый, синий, черный;
б) голубой, желтый, пурпурный;
в) голубой, желтый; пурпурный; черный;
г) красный; зеленый; синий
А10. Метод кодирования цвета CMYK, как правило, применяется:
а) при хранении информации в видеопамяти;
б) при кодировке изображений, выводимых на экран цветного дисплея;
в) при сканировании изображений;
г) при организации работы на печатающих устройствах
А11. Формат GIF обычно используется для:
а) растровых рисунков высокого качества;
б) записи сведений о яркости изображении;
в) растровых изображений, в которых содержится малое количество разных цветов;
г) поддержки растровых и векторных изображений с большим количеством цветов
А12. Сколько бит необходимо для программирования 16-цветных картинок?
а) 16;
б) 4;
в) 256;
г) 8.
А13. Определите максимально возможное количество цветов в палитре, если для хранения графического изображения из 2048 пикселей выделено 2 Кбайта памяти.
а) 8;
б) 16;
в) 256;
г) 224.
В1. К какой компьютерной графике относится изображение, построенное в текстовом процессоре Microsoft Word?
В2. Какие устройства используются для работы с графической цифровой информацией?
В3. Что входит в состав видеоадаптера (видеокарты)?
В4. Заполните пропуск в предложении.
Плоттер – это устройство для ………………..………. графической информации.
В5. Что можно отнести к недостаткам растровой графики по сравнению с векторной?
Вариант 2
А1. Что такое растр?
а) точка;
б) квадратик;
в) кубик;
г) овал.
А2. Что не относится к простейшим элементам векторной графики?
а) парабола;
б) точка;
в) линия;
г) отрезок
А3. В чем измеряется разрешение экрана?
а) в пикселях;
б) в сантиметрах;
в) в дюймах;
г) в dpi
А4. От чего зависит размер векторного изображения?
а) от количества линий;
б) от разрешения экрана;
в) от разрешения изображения;
г) от разрешения принтера
А5. Что такое High color?
а) 2 цвета;
б) 256 цветов;
в) 65536 цветов;
г) 16,5 млн цветов
А6. В какой цветовой модели используется зеленый цвет?
а) в RGB;
б) в CMYK;
в) в HSB;
г) в BMP.
А7. В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов уменьшилось с 65536 до 256. Во сколько раз уменьшится объем файла?
а) в 4 раза;
б) в 2 раза;
в) в 8 раз;
г) в 16 раз.
А8. Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать в двух битах?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
А9. Как формируется цвет в цветовой модели HSB?
а) он получается сложением цветов: красного, зеленого, синего;
б) он получается вычитанием цветов: голубого, пурпурного, желтого, черного;
в) он представлен в виде цветового оттенка, насыщенности и яркости;
г) он получается сложением цветов: красного, зеленого, синего, черного.
А10. К векторному формату графических файлов относится:
а) Gif;
б) Tiff;
в) Jpeg;
г) Wmf.
А11. Изображение создано в 32-цветной палитре. Какова битовая глубина изображения?
а) 5;
б) 32;
в) 25;
г) 2,5.
А12. Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщение со скоростью 25 600 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640*480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
а) 281600;
б) 288;
в) 36;
г) 12.
А13. Для хранения растрового изображения размером 128*128 пикселей отвели 4 Кбайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
а) 16;
б) 4;
в) 2;
Г) 8.
В1. К какой компьютерной графике относится изображение, построенное в редакторе Paint?
В2. Какие устройства используются для работы с графической цифровой информацией?
В3. Что входит в состав видеоадаптера (видеокарты)?
В4. Заполните пропуск в предложении.
Сканер – это устройство для ………………………...графической информации.
В5. Что можно отнести к достоинствам растровой графики по сравнению с векторной?
Ответы:
Вари- ант |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
||||
1 |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
г |
г |
г |
в |
б |
в |
||||
2 |
а |
а |
а |
а |
г |
а |
б |
г |
в |
г |
а |
б |
б |
||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|||||||||||||
1 |
Векторной |
Сканер, плоттер, видео- и фотокамеры, монитор, видеокарта |
BIOS, графический процессор, видеопамять, цифроаналоговый преобразователь, разъем, видеодрайвер |
вывода |
Большой объем файла, пикселизация изображения |
||||||||||||
2 |
Растровой |
Сканер, плоттер, видео- и фотокамеры, монитор, видеокарта. |
BIOS, графический процессор, видеопамять, цифроаналоговый преобразователь, разъем, видеодрайвер |
ввода |
Изображения реалистичны |
За каждое верно выполненное задание части А начисляется 1 балл, части В – 2 балла.
Критерии оценивания в зависимости от количества набранных баллов
баллы |
оценка |
21-23 |
«5» |
16-20 |
«4» |
12-15 |
«3» |
менее 15 |
«2 |
Устный опрос
Вам нужно создать поздравительный календарь и вставить туда фотографии друзей. Какой редактор для этого лучше использовать? (Растровый.)
В чем недостатки работы растрового редактора? (Большие объемы файлов; пикселизация; большинство редакторов предназначено для редактирования уже готовых изображений с целью улучшения их качества.)
Постановка целей урока
Любой редактор позволяет создавать изображения в поле рисования, используя графические примитивы. Сегодня на примере редактора Gimp мы научимся использовать типовые графические примитивы.
Работа по теме урока
(С помощью демонстрации «Графические примитивы» показать интерфейс редактора GIMP и его возможности по рисованию графических примитивов.)
GIMP – многоплатформенное программное обеспечение для редактирования изображения (GIMP – GNU Image Manipulation Program). Редактор GIMP пригоден для решения множества задач по изменению изображений, включая ретушь фотографий, объединение и создание изображений. GIMP поддерживает следующие форматы файлов: GIF (включая анимацию), JPEG, PNG, PNM, XPN, TIFF, TGA, MPEG, PS, PDF, PCX, BMP, SGI, SunRas, XPM. При открытии программы на экране появляется минимальный набор окон: Панель инструментов, Параметры панели инструментов, Окно изображения-диалог Слои-Каналы-Контуры-Отменить, Кисти-Текстуры-Градиенты.
Gimp не имеет очевидных инструментов для рисования примитивов, но существуют три способа создания геометрических фигур:
использование возможностей стандартных инструментов рисования;
использование обводки по выделению;
использование встроенного редактора Gfig.
При рисовании Кистью или Карандашом можно воспользоваться Справка-Совет дня редактора Gimp, что позволит нарисовать контуры из ломаных линий.
Выясните, как использовать направляющие для точного позиционирования рисунка. (Примерный ответ. Вытащить направляющие из линеек, Файл-Настройка-Окно изображения установить режим курсора как пиктограмму с перекрестием (курсор «прилипает» в точках пересечения направляющих, после всех манипуляций направляющие можно убрать Изображение-Направляющая-Удалить направляющие.)
Как нарисовать прямые линии? (Используя клавиши Ctr и Shift.)
Инструмент Обводка выделения позволяет быстрее создать основные геометрические фигуры. Инструмент вызывается Правка-Обвести выделенное...
Инструменты для каких геометрических фигур существуют в Gimp? (Для прямоугольников, эллипсов.)
Как меняются области выделения при нажатой клавише Shift? (Преобразуются в квадрат и круг.)
Что происходит с областью выделения при нажатой клавише Ctrl? (Выделение центрируется относительно начала выделения.)
Каким образом вычесть области из выделения? (При выделенной первоначально области создавать новые с нажатой клавишей Ctrl.)
Редактор Gfig позволяет быстро создавать примитивы. Запускается он Фильтры-Визуализация-Gfig….или Фильтры-Рендеринг-Gfig…объекты создаются в окне редактора, эти изображения тут же появляются в окне изображения Gimp. Если редактор закрыть, а потом снова открыть, то изображения можно редактировать, но при условии сохранения в формате xcf.
Практическая работа
Задание 1. Нарисуйте разноцветную мишень из пяти кругов одинаковой толщины.
Задание 2. Нарисуйте изображение дома в перспективе.
Подведение итогов урока
(Учитель выставляет оценки за урок.)
Что такое графические примитивы?
С какими форматами работает редактор Gimp?
Домашнее задание
Закончить практическое задание