Составление рассказа с дошкольниками «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места»
Составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места».
Цель НОД: формирование навыка рассказа - рассуждения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составлять рассказ – рассуждение.
- обогащение словаря детей новой лексикой.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать лексико- грамматический строй речи.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: 12 занятий по теме «Картины русских художников».
Методы и приемы: Словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (физкультминутка).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков. «Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков. «Девочка с куклой» В.А. Тропин. «Веселые зрители» С.А. Григорьев.
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте ребята! Мы с вами познакомились с творчеством многих известных русских художников. Теперь послушайте загадки, отгадав которые мы узнаем какие инструменты помогают художнику в работе.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканому холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?
Дети: Кисть.
Логопед: Правильно! Слушайте следующую:
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны…
Дети: Палитры.
Логопед: Правильно! Молодцы!
Нанесет она узор,
Очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит.
Дети: Акварель.
Логопед: Правильно!
II. Основная часть
Предварительная беседа
Логопед: Какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали! А сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею (В группе выставлены картины с предыдущих занятий). Скажите, вы узнали эти картины? Сейчас по очереди вы будете вставать со своих мест и подходить к картине, которую узнали.
Дети: «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков.
«Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков. «Девочка с куклой» В.А. Тропин. «Веселые зрители» С.А. Григорьев.
Логопед: Молодцы! Все картины мы с вами вспомнили!
2. Рассматривание картин
Логопед: Художники изображают в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека. Отсюда возникло деление картин по жанрам. Ребята, что же такое натюрморт?
Дети: Натюрморт – это изображение красивых вещей и предметов.
Логопед: Правильно! А что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.
Логопед: Молодцы! А что такое портрет?
Дети: Портрет – это изображение человека.
Логопед: Молодцы! Все запомнили! Сейчас я раздам каждому из вас по три флажка, а вам надо будет подойти к картине – натюрморту и поставить красный флажок, картине- пейзажу зеленый и портрету синий. Но отвечать необходимо целым предложением. Послушайте мой образец: Я ставлю синий флажок картине В. А. Серова «Девочка с персиками», потому что это портрет.
Дети: Я ставлю красный флажок картине И. И. Машкова «Рябинка», потому что это натюрморт.
Логопед: Молодцы! Вы все правильно распределили!
3. Физкультминутка
Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:
Художник картину всю ночь рисовал,
(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)
Работал на совесть, покоя не знал.
(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)
И вот за окошком высокие ели,
(Поднимают руки вверх)
Пушистые ели,
(Руки в стороны)
А потом мы увидели небосвод,
(Поднимают руки вверх)
Где звезда веселый танец свой ведет,
(Кружатся)
Снежинки летели прямо на нас -
(Делают «фонарики»)
Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.
(Выставляют поочередно руки вперед)
(А. Умрихина)
4. Упражнение
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я буду бросать вам мячик и говорить существительное в единственном числе, а вы мне во множественном. Картина.
Дети: Картины.
Логопед: Натюрморт.
Дети: Натюрморты.
Логопед: Портрет.
Дети: Портреты.
Логопед: Пейзаж.
Дети: Пейзажи.
Логопед: Художник.
Дети: Художники.
5. Составление рассказа
Логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ - рассуждение. По плану: вопрос, доказательство, рассуждение, вывод. Вопрос у нас будет следующий: Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, что бы я изобразил? Следующее слово – доказательство. Как вы понимаете это слово?
Дети: Доказать – это значит объяснить почему мы выбрали именно это место.
Логопед: Правильно! Потом будут ваши рассуждения и в конце короткий вывод. Пока вы собираетесь с мыслями и придумываете свое любимое место, я расскажу вам про свое:
Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, я бы нарисовала пруд у бабушки в деревне, потому что с этим местом у меня связаны все времена года. Почему же это место так дорого мне?
Зимой я катаюсь на пруду на коньках, весной ловлю рыбу, летом купаюсь, а осенью собираю около него грибы. Почему бы я нарисовала именно это место? Потому что я часто бываю на этом пруду и смогу отобразить на картине все его детали. Я запомню этот пруд на всю жизнь, потому что я наблюдала его перемены во все времена года!
6. Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
III.Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Вам понравилось занятие?
Дети: Очень понравилось!
Логопед: Чему мы сегодня научились?
Дети: Мы научились составлять рассказ – рассуждение.
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.