12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
3

Составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места»

Составление рассказа «Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места».

Цель НОД: формирование навыка рассказа - рассуждения.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составлять рассказ – рассуждение.

- обогащение словаря детей новой лексикой.

Развивающие:

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- развивать лексико- грамматический строй речи.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: 12 занятий по теме «Картины русских художников».

Методы и приемы: Словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (физкультминутка).

Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков. «Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков. «Девочка с куклой» В.А. Тропин. «Веселые зрители» С.А. Григорьев.



Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты





































Ход НОД

Вводная часть

Логопед: Здравствуйте ребята! Мы с вами познакомились с творчеством многих известных русских художников. Теперь послушайте загадки, отгадав которые мы узнаем какие инструменты помогают художнику в работе.

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я?

Дети: Кисть.

Логопед: Правильно! Слушайте следующую:

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны…

Дети: Палитры.

Логопед: Правильно! Молодцы!

Нанесет она узор,

Очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит.

Дети: Акварель.

Логопед: Правильно!

II. Основная часть

Предварительная беседа

Логопед: Какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали! А сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею (В группе выставлены картины с предыдущих занятий). Скажите, вы узнали эти картины? Сейчас по очереди вы будете вставать со своих мест и подходить к картине, которую узнали.

Дети: «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский. «Рябинка» И.И. Машков.

«Букет полевых цветов» А.В. Куприн. «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» И.И. Машков. «Цветущие яблони» И.И. Левитан. «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин. «Буря» И.К. Айвазовский. «Портрет Ермоловой» В.А. Серов. «Девочка с ягодами» Н.Е. Рачков. «Девочка с куклой» В.А. Тропин. «Веселые зрители» С.А. Григорьев.

Логопед: Молодцы! Все картины мы с вами вспомнили!

2. Рассматривание картин

Логопед: Художники изображают в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека. Отсюда возникло деление картин по жанрам. Ребята, что же такое натюрморт?

Дети: Натюрморт – это изображение красивых вещей и предметов.

Логопед: Правильно! А что такое пейзаж?

Дети: Пейзаж – это картины, на которых изображена природа.

Логопед: Молодцы! А что такое портрет?

Дети: Портрет – это изображение человека.

Логопед: Молодцы! Все запомнили! Сейчас я раздам каждому из вас по три флажка, а вам надо будет подойти к картине – натюрморту и поставить красный флажок, картине- пейзажу зеленый и портрету синий. Но отвечать необходимо целым предложением. Послушайте мой образец: Я ставлю синий флажок картине В. А. Серова «Девочка с персиками», потому что это портрет.

Дети: Я ставлю красный флажок картине И. И. Машкова «Рябинка», потому что это натюрморт.

Логопед: Молодцы! Вы все правильно распределили!

3. Физкультминутка

Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:

Художник картину всю ночь рисовал,

(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)

Работал на совесть, покоя не знал.

(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)

И вот за окошком высокие ели,

(Поднимают руки вверх)

Пушистые ели,

(Руки в стороны)

А потом мы увидели небосвод,

(Поднимают руки вверх)

Где звезда веселый танец свой ведет,

(Кружатся)

Снежинки летели прямо на нас -

(Делают «фонарики»)

Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.

(Выставляют поочередно руки вперед)

(А. Умрихина)

4. Упражнение

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я буду бросать вам мячик и говорить существительное в единственном числе, а вы мне во множественном. Картина.

Дети: Картины.

Логопед: Натюрморт.

Дети: Натюрморты.

Логопед: Портрет.

Дети: Портреты.

Логопед: Пейзаж.

Дети: Пейзажи.

Логопед: Художник.

Дети: Художники.

5. Составление рассказа

Логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ - рассуждение. По плану: вопрос, доказательство, рассуждение, вывод. Вопрос у нас будет следующий: Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, что бы я изобразил? Следующее слово – доказательство. Как вы понимаете это слово?

Дети: Доказать – это значит объяснить почему мы выбрали именно это место.

Логопед: Правильно! Потом будут ваши рассуждения и в конце короткий вывод. Пока вы собираетесь с мыслями и придумываете свое любимое место, я расскажу вам про свое:

Если бы мне как художнику предложили нарисовать пейзаж любимого места, я бы нарисовала пруд у бабушки в деревне, потому что с этим местом у меня связаны все времена года. Почему же это место так дорого мне?

Зимой я катаюсь на пруду на коньках, весной ловлю рыбу, летом купаюсь, а осенью собираю около него грибы. Почему бы я нарисовала именно это место? Потому что я часто бываю на этом пруду и смогу отобразить на картине все его детали. Я запомню этот пруд на всю жизнь, потому что я наблюдала его перемены во все времена года!

6. Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

чем понравился рассказ?

о чем удалось интересно рассказать?

какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Вам понравилось занятие?

Дети: Очень понравилось!

Логопед: Чему мы сегодня научились?

Дети: Мы научились составлять рассказ – рассуждение.

Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.