Составление рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Составление рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Цель: формирование навыка повествовательного рассказа по пейзажу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления повествовательного рассказа по пейзажу.
- обогащение словаря детей новой лексикой.
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать логическое мышление.
- учить воспринимать содержание пейзажной картины.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга. Воспитание бережного отношения к природе.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о пейзаже, биографии и творчестве И.И. Шишкина; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Утро в сосновом лесу»; наблюдение во время прогулки за еловыми деревьями.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ-образец, беседа), наглядные (демонстрация, прослушивание музыкального произведения), практические (физкультминутка, игровой прием с подзорной трубой).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины И.И. Машкова «Утро в сосновом лесу»; Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Июль»
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Сейчас я вам прочитаю стихотворение И.А Бунина, а вы погружайтесь в атмосферу.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шёлк...
Прильну к сосне корявой -
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета,
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Логопед: Представьте, что вы находитесь в густом лесу ранним утром. Опишите ваше настроение и что вы видите вокруг.
Дети: Ранним утром лес озаряет солнышко, птички просыпаются и начинают петь. Нам очень весело и хорошо.
Логопед: Готовы ли вы продолжить наше лесное путешествие?
Дети: Да!
Основная часть
Предварительная беседа
Логопед: Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?
Дети: Мы говорили о творчестве И.И. Шишкина.
Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?
Дети: И.И. Шишкин писал замечательные картины – пейзажи. Он очень известный художник.
Логопед: Молодцы! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?
Дети: Мы поговорим о картине «Утро в сосновом лесу».
Логопед: Правильно! На сегодняшнем занятии, мы с вами будем учиться составлять повествовательный рассказ по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Рассматривание картины
Логопед: Среди множества произведений И.И. Шишкина эта картина пользуется наиболее широкой известностью. Ценностью явилось прекрасное выражение состояние природы. Посмотрите внимательно, какие деревья нарисовал художник?
Дети: Художник нарисовал сосны.
Логопед: Правильно! А как называется лес, в котором растут сосны?
Дети: Такой лес называется сосновый бор.
Логопед: Как называются, изображенные на картине животные и сколько их?
Дети: На картине изображены медведи, их четыре.
Логопед: Все ли они одного возраста?
Дети: На картине изображена медведица и ее медвежата.
Логопед: Что делают медведи на картине?
Дети: Медвежата ползают по деревьям. Медведица смотрит за ними.
Логопед: А какое же время суток изобразил художник на своей картине?
Дети: На картине изображено утро.
Логопед: Ребята, послушайте музыку и скажите, подходит она нашей картине? (П. И. Чайковский «Июль»)
Дети: Эта музыка очень подходит этой картине.
Логопед: Давайте еще раз внимательно рассмотрим картину. Художник отобразил кусочек жизни соснового леса. Первоначально на картине не было медведей, И.И. Шишкин нарисовал их гораздо позднее. Он оживил свое картину, она наполнилась не только светом, но и звуками. Даже в такой глуши есть жизнь!
Физкультминутка
Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселыезверюшки,
Тут весёлые зайчата —
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)
(Е. Г. Кизилова)
Упражнения по картине
Логопед: Молодцы! Присаживайтесь на свои места, и мы продолжаем наше занятие. Сейчас мы с вами возьмем листы бумаги, свернем их трубочкой и внимательно посмотрим в нашу подзорную трубу. Каждый из вас выбирает себе по объекту на картине и подбирает к нему слова- признаки.
Дети: Медвежонок, сидящий на дереве, мохнатый, игривый, маленький, бурый; медведица - большая, суровая, злая, бурая; сосны - густые, таинственные, сказочные, дремучие.
Составление рассказа детьми
Логопед: Сейчас мы с вами будем учиться составлять повествовательный рассказ по картине. Для этого еще раз посмотрим на картину. Представляем себя в ней, звуки, атмосферу и слушаем мой рассказ- образец:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в сосновый лес, где пели птицы, светило солнышко и царила тишина. Два медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили, кто заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь которые пробиралось яркое, лучистое солнышко. Мама медведица внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожны. Но они ее не слушались и продолжали играть. Так весело и прошел их день.
Логопед: по этому образцу составьте свои рассказы, повествующие о действиях, изображенных на картине.
Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
Заключительная часть
Логопед: Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством И. И. Шишкина.
Логопед: Как называется картина, которую мы подробно изучили и рассмотрели?
Дети: Картина называется «Утро в сосновом лесу».
Логопед: Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?
Дети: Нам понравилось рассматривать картину, описывать действия медведей и явления окружающей природы. Мы старались составить интересный рассказ.
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Спасибо за занятие!
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
Приложение 1
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» [Василенко,2018]
Приложение 2
Картинный план [Ткаченко,2004]
1.
2.
4.
3.
6.
5.