Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Цветущие яблони»
Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Цветущие яблони».
Цель: формирование навыка описательного рассказа по пейзажу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления описательного рассказа по картине-пейзажу.
- обогащение словаря детей новой лексикой.
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- закреплять навыки работы со схемой.
- развивать художественно- эстетическое восприятие.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга. Воспитание бережного отношения к природе.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о пейзаже, биографии и творчестве И.И. Левитана; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Цветущие яблони»; наблюдение во время прогулки за плодовыми растениями.
Методы и приемы: словесные (беседа, составление рассказа), наглядные (прослушивание музыкального произведения, иллюстрирование, демонстрация), практические (физкультминутка).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Весна».
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте ребята! Внимательно послушайте стихотворение И.Н. Бунина, и скажите какому времени года он его посвятил:
«Когда деревья в светлый майский день
Дорожки осыпают белым цветом,
И ветерок в аллее, полной светом,
Струит листвы узорчатую тень,
Я свой привет из тихих деревень
Шлю девушкам и юношам-поэтам:
Пусть встретит жизнь их ласковым приветом,
Пусть будет светел их весенний день,
Пусть их мечты развеет белым цветом!»
Дети: И.Н. Бунин посвятил свое стихотворение весне!
Логопед: Правильно!
Основная часть
1. Предварительная беседа
Логопед: Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?
Дети: Мы говорили о творчестве И.И. Левитана.
Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?
Дети: Основная тема картин И.И. Левитана – русская природа. Его считают мастером пейзажа.
Логопед: Молодцы! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?
Дети: Мы поговорим о картине «Цветущие яблони».
Логопед: Да, правильно! Сегодня мы будем учиться составлять описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Цветущие яблони» .
2. Рассматривание картины
Логопед: А сейчас давайте еще раз посмотрим на картину. (Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Весна»). Попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную классическую музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас таинственный аромат цветущих яблонь. Вокруг летают насекомые, птицы поют свои весенние песни. Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучики ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Какие запахи чувствуете? Что видите вокруг себя?
Дети: Мы слышим пение птиц. Чувствуем запахи цветов. Вокруг себя видим много зелени.
Логопед: Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?
Дети: Нам понравилось путешествие в картину!
Логопед: Так, какое же время года изображено на картине? По каким признакам можно это определить?
Дети: Весна, потому что яблони в цвету, и трава сочных красок.
Логопед: Где происходит действие картины?
Дети: Действие картины происходит в деревне.
Логопед: Что изображено на картине (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)?
Дети: На переднем плане расположена деревянная лавочка, вокруг нее сочная зеленая трава; в центральной части цветущие белым цветом яблони, на заднем виднеется голубое небо и деревянные дома.
Логопед: Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?
Дети: В самом центре мы видим цветущие яблони.
Логопед: Какие краски использует художник для изображения весенней природы?
Дети: Для изображения весенней природы художник использует ярко зеленые, желтые, нежно - голубые краски.
Логопед: И. И. Левитан умел чувствовать тихую жизнь самой природы, именно ее он и показал на своей картине. Художник мог мастерски передавать всю полноту очарования обычного пейзажа, искать великолепие в привычном и, казалось бы, ничем на первый взгляд не примечательном. Весной вся природа просыпается от зимнего оцепенения. Мы видим цветущие яблони, невероятно нежную и светлую зелень, ее краски еще чистые и юные
3. Физкультминутка
Логопед: А сейчас давайте встанем со своих мест, и будем выполнять движения вслед за мной.
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).
(Картотека физкультминуток Г. Лобановой)
4. Упражнения по картине
Логопед: Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам: небо, сад, яблони, трава, скамейка.
Дети: небо - весеннее, голубое, прозрачное, бездонное; сад - зеленый, цветущий, яблоневый; яблони - нарядные, одеты в бело - розовый цветочный наряд; трава - молодая, изумрудно - зеленая, свежая; скамейка - старая, деревянная, потемневшая от времени.
5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед: Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):
1. Название картины, ее автор и жанр.
2. Место действия.
3. Время действия.
4. Композиция картины.
5. Цветовая палитра.
6. Отношение к картине.
(Дети по очереди представляют свои рассказы)
6. Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
Заключительная часть
Логопед: Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством И.И. Левитана.
Логопед: Как называется картина, которую мы подробно изучили и рассмотрели?
Дети: Картина, которую мы рассматривали называется «Цветущие яблони».
Логопед: Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?
Дети: Рассматривать картину под музыку, описывать детали.
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
Приложение 1
И.И. Левитан «Цветущие яблони» [Василенко,2018]
Приложение 2
Картинный план [Ткаченко,2004]
1.
2.
4.
3.
6.
5.