12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
2

Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Фрукты на блюдце (Синие сливы)»

Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Фрукты на блюдце (Синие сливы)»

Цель: формирование навыков творческого рассказа по натюрморту.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составления творческого рассказа по картине-натюрморту.

- обогащение словаря детей новой лексикой (подбор сравнений).

Развивающие:

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- развивать логическое мышление и творческое вооб­ражение.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о натюрморте, биографии и творчестве И.И. Машкова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Фрукты на блюдце (Синие сливы)»; наблюдение во время прогулки за плодовыми растениями.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, воображаемая ситуация, загадки), наглядные (демонстрация), практические (физкультминутка).

Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины И.И. Машкова «Фрукты на блюдце (Синие сливы)».

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.





































Ход НОД

Вводная часть

Логопед: Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз, картину одного художника, а что бы узнать в каком жанре живописи он пишет, нужно отгадать загадку:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт.

Или все предметы сразу.

Знай, что это ….

Дети: Натюрморт

Логопед: Правильно! Молодцы!

II. Основная часть

Предварительная беседа

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте. Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?

Дети: C воспитателем мы говорили о творчестве И.И. Машкова

Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?

Дети: И.И. Машков родился в бедной семье. Его заметил учитель и спросил, хочет ли он научиться рисовать. Художник никогда не думал, что рисованию можно учиться.

Логопед: Молодцы! Очень интересный факт из детства вы запомнили! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?

Дети: «Фрукты на блюдце (Синие сливы)».

Логопед: Да! Правильно! По этой картине каждый из вас тоже составит свой рассказ, но он будет творческий! Если вы готовы творить, тогда приступаем!

Дети: Да!

Рассматривание картины

Логопед: А сейчас давайте посмотрим на картину этого художника. Что на ней изображено? Давайте определим местонахождение каждого объекта на картине.

Дети: Тарелка со сливами стоит на столе в самом центре картины. Сливы лежат по кругу тарелки. Сверху апельсин. Вокруг тарелки персики.

Логопед: К какому же жанру относится эта картина?

Дети: Эта картина относится к жанру натюрморт.

Логопед: Правильно! А какими словами-признаками можно описать сливы, апельсин, персики?

Дети: Сливы – яркие, синие; апельсин – крупный, оранжевый; персики- красные, оранжевые, желтые.

Логопед: Молодцы!

Физкультминутка

Логопед: А сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и повторять движения за мной.

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. («сажают» яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)
Весною расцвела. («цветок» распускается)
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

(И.Н.Васильев)

Упражнения по картине.

Логопед: А сейчас, поиграем в игру, которая называется «Найди сравнения».

- Яблоко по форме, как…

- Яблоки по цвету, как…

- Апельсин по размеру и форме, как…

- Персик по цвету, как…

- Лимон по цвету, как…

- Слива по цвету, как…

- Тарелка по форме, как …

Дети: Яблоко по форме, как шар, круг.

- Яблоки по цвету, как трава, солнышко, закат.

- Апельсин по размеру и форме, как яблоко, солнышко.

- Персик по цвету, как лампочка, песок.

- Лимон по цвету, как луна, солнце.

- Слива по цвету, как ночь, баклажан.

- Тарелка по форме, как круг, солнышко.

Логопед: - Молодцы, и с этим заданием вы справились!

5. Составление творческого рассказа детьми.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, рядом с нашим натюрмортом появился волшебник, и он превратил наш натюрморт в цирковое представление и вместо тарелки с фруктами я вижу арену цирка, а на арене идет представление, но посмотрите, артисты засекречены. Сможете вы их разглядеть? Кого вы здесь увидели?

Дети: Сливы - это бегемот. Апельсин - это клоун. Персик - это лев. Яблоки - это обезьянка.

Логопед: А рядом с ареной расположились кто, кого вы видите? Как вы думаете, представление нравится зрителям? Какое у них настроение?

Дети: Представление очень нравится зрителям. У них веселое настроение, они лучезарно улыбаются.

Логопед: А давайте с вами составим рассказы о представлении, которое происходит сейчас на арене цирка.

(Рассказы детей)

Логопед: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы. Только скажите, мы придумали историю реально, происходящую на картине?

Дети: Нет

Логопеды: Правильно! Мы придумали свою. Ребята, такие рассказы мы с вами будем называть творческими.

6. Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

чем понравился рассказ?

о чем удалось интересно рассказать?

какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Вам понравилось занятие?

Дети: Очень понравилось!

Логопед: С творчеством какого художника, мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством И.И. Машкова.

Логопед: К какому жанру относятся его картины?

Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт.

Логопед: Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Дети: Картина называется «Фрукты на блюдце».

Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа).

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.



















































Приложение 1

И.И. Машков «Фрукты на блюдце (Синие сливы)» [Василенко,2018]

t1621533323aa.gif























Приложение 2

Картинный план [Ткаченко,2004]

t1621533323ab.gift1621533323ab.gif

1.

2.

t1621533323ac.gift1621533323ad.gif



t1621533323ab.gift1621533323ab.gif

4.

3.

t1621533323ae.gift1621533323af.gif

t1621533323ab.gift1621533323ab.gif

6.

5.

t1621533323ag.gift1621533323ah.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.