12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
3

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Цель НОД: формирование навыка описательного рассказа по портрету.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составления описательного рассказа по картине-портрету.

- обогащение словаря детей новой лексикой.

Развивающие

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- закреплять навыки работы со схемой.

- развивать умение восприятия портретной картины.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- формирование умения воспринимать внутренний мир человека.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о портрете, биографии и творчестве В.А. Серова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Девочка с персиками»

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, загадки), наглядные (иллюстрирование, демонстрация), практические (физкультминутка).

Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».)

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III.Заключительная часть – 2 минуты

























Ход НОД

Вводная часть

Логопед: Здравствуйте ребята! Вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да!

Логопед: Но загадки у нас будут необычные. Каждая отгадка будет олицетворять часть картины, о которой мы сегодня будем говорить.

Логопед: «Абрикоса лучший друг. Рыженький, с пушком вокруг. Крупный ароматный и на вкус приятный» (О. Киселева).

Дети: Персик

Логопед: Правильно! Слушайте следующую: «Я ношу со вкусом бантики и бусы. Выйду за околицу среди бела дня. «Ах, какая модница!» скажут про меня» (О. Киселева)

Дети: Девочка.

Логопед: Молодцы! «И красива, и кругла. Иль с картинкой, иль бела. На столе ее найду, положу в нее еду» (О. Киселева)

Дети: Тарелка.

Логопед: Правильно!

Основная часть

1. Предварительная беседа

Логопед: Какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали! Что же за картина у нас получилась?

Дети: У нас получилась картина «Девочка с персиками».

Логопед: Правильно! А кто ее написал? Вспомните, вы с воспитателем говорили про этого художника.

Дети: Ее написал В.А. Серов.

Логопед: А в каком жанре живописи написана эта картина?

Дети: Жанр этой картины портрет.

Логопед: На картине В.А. Серова изображена Вера Мамонтова, она позировала художнику почти два месяца каждый день. Так и появился этот знаменитый портрет. А как бы вы назвали эту картину?

Дети: «Утро», «Девочка проснулась»

Логопед: Можно и так! Молодцы! Сегодня на занятии мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».

2. Рассматривание картины

Логопед: Давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. Мы как будто сами находимся в этой светлой комнате. Можем подойти к этому столу, прикоснуться к скатерти, откусить персики, потрогать серебряный нож, подсвечник на окне, сесть на стул возле окна. Что же делает девочка?

Дети: Девочка сидит и держит в руках персик.

Логопед: Во что она одета?

Дети: Девочка одета в розовую кофту с черным бантом и красной гвоздикой.

Логопед: Посмотрите на выражение лица девочки можно ли сказать, что она задумчивая?

Дети: По выражению лица девочки можно сказать, что она задумчивая.

Логопед: Какие предметы окружают девочку?

Дети: Девочку окружают персики, нож, окно, листья.

Логопед: На столе лежат листья, какого дерева?

Дети: На столе лежат листья клена.

3. Физкультминутка

Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

(О.В. Козлова)

Упражнения по картине

Логопед: Глядя на картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам: брови, волосы, губы, румянец, лицо, взгляд.

Дети: Брови у девочки длинные, черные. Волосы у девочки темные, густые, растрепанные. Губы у девочки розовые, тонкие. Румянец у девочки нежный. Лицо у девочки симпатичное, смуглое. Взгляд у девочки спокойный, внимательный.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед: Художник выразил свои чувства на картине «Девочка с персиками» с помощью красок, а мы постараем­ся понять настроение автора и попробуем составить рас­сказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):

1. Название картины, ее автор и жанр.

2. Место действия.

3. Время действия.

4. Композиция картины.

5. Цветовая палитра.

6. Отношение к картине.

(Дети по очереди представляют свои рассказы)

6. Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

чем понравился рассказ?

о чем удалось интересно рассказать?

какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

Заключительная часть

Логопед: Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились? Как называется картина, которую мы подробно изучили?

Дети: Мы сегодня познакомились с творчеством В.А. Серова. Картина называется «Девочка с персиками»

Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа). Спасибо, за занятие!

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.





Приложение 1

В. А. Серов «Девочка с персиками» [Василенко,2018]



t1621533908aa.gif



























Приложение 2

Картинный план [Ткаченко,2004]

t1621533908ab.gift1621533908ab.gif

1.

2.

t1621533908ac.gift1621533908ad.gif



t1621533908ab.gift1621533908ab.gif

4.

3.

t1621533908ae.gift1621533908af.gif

t1621533908ab.gift1621533908ab.gif

6.

5.

t1621533908ag.gift1621533908ah.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.