Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
Цель НОД: формирование навыка описательного рассказа по портрету.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления описательного рассказа по картине-портрету.
- обогащение словаря детей новой лексикой.
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- закреплять навыки работы со схемой.
- развивать умение восприятия портретной картины.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- формирование умения воспринимать внутренний мир человека.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о портрете, биографии и творчестве В.А. Серова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Девочка с персиками»
Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, загадки), наглядные (иллюстрирование, демонстрация), практические (физкультминутка).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».)
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III.Заключительная часть – 2 минуты
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте ребята! Вы любите разгадывать загадки?
Дети: Да!
Логопед: Но загадки у нас будут необычные. Каждая отгадка будет олицетворять часть картины, о которой мы сегодня будем говорить.
Логопед: «Абрикоса лучший друг. Рыженький, с пушком вокруг. Крупный ароматный и на вкус приятный» (О. Киселева).
Дети: Персик
Логопед: Правильно! Слушайте следующую: «Я ношу со вкусом бантики и бусы. Выйду за околицу среди бела дня. «Ах, какая модница!» скажут про меня» (О. Киселева)
Дети: Девочка.
Логопед: Молодцы! «И красива, и кругла. Иль с картинкой, иль бела. На столе ее найду, положу в нее еду» (О. Киселева)
Дети: Тарелка.
Логопед: Правильно!
Основная часть
1. Предварительная беседа
Логопед: Какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали! Что же за картина у нас получилась?
Дети: У нас получилась картина «Девочка с персиками».
Логопед: Правильно! А кто ее написал? Вспомните, вы с воспитателем говорили про этого художника.
Дети: Ее написал В.А. Серов.
Логопед: А в каком жанре живописи написана эта картина?
Дети: Жанр этой картины портрет.
Логопед: На картине В.А. Серова изображена Вера Мамонтова, она позировала художнику почти два месяца каждый день. Так и появился этот знаменитый портрет. А как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Утро», «Девочка проснулась»
Логопед: Можно и так! Молодцы! Сегодня на занятии мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».
2. Рассматривание картины
Логопед: Давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. Мы как будто сами находимся в этой светлой комнате. Можем подойти к этому столу, прикоснуться к скатерти, откусить персики, потрогать серебряный нож, подсвечник на окне, сесть на стул возле окна. Что же делает девочка?
Дети: Девочка сидит и держит в руках персик.
Логопед: Во что она одета?
Дети: Девочка одета в розовую кофту с черным бантом и красной гвоздикой.
Логопед: Посмотрите на выражение лица девочки можно ли сказать, что она задумчивая?
Дети: По выражению лица девочки можно сказать, что она задумчивая.
Логопед: Какие предметы окружают девочку?
Дети: Девочку окружают персики, нож, окно, листья.
Логопед: На столе лежат листья, какого дерева?
Дети: На столе лежат листья клена.
3. Физкультминутка
Логопед: Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся. Повторяйте движения за мной:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
(О.В. Козлова)
Упражнения по картине
Логопед: Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам: брови, волосы, губы, румянец, лицо, взгляд.
Дети: Брови у девочки длинные, черные. Волосы у девочки темные, густые, растрепанные. Губы у девочки розовые, тонкие. Румянец у девочки нежный. Лицо у девочки симпатичное, смуглое. Взгляд у девочки спокойный, внимательный.
5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед: Художник выразил свои чувства на картине «Девочка с персиками» с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):
1. Название картины, ее автор и жанр.
2. Место действия.
3. Время действия.
4. Композиция картины.
5. Цветовая палитра.
6. Отношение к картине.
(Дети по очереди представляют свои рассказы)
6. Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
Заключительная часть
Логопед: Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились? Как называется картина, которую мы подробно изучили?
Дети: Мы сегодня познакомились с творчеством В.А. Серова. Картина называется «Девочка с персиками»
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Все очень старались! Хочется отметить ваши составленные рассказы (выделение наиболее удачных моментов каждого рассказа). Спасибо, за занятие!
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
Приложение 1
В. А. Серов «Девочка с персиками» [Василенко,2018]
Приложение 2
Картинный план [Ткаченко,2004]
1.
2.
4.
3.
6.
5.