Составление рассказа по картине Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами»
Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».
Цель НОД: формирование навыков описательного рассказа с элементами повествования по портрету.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составления описательного рассказа с элементами повествования по портретной картине.
- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами).
Развивающие
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать художественно- эстетическое восприятие.
- развитие умения воспринимать внутренний мир человека.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о портрете, биографии и творчестве Н. Е. Рачкова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Девочка с ягодами».
Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, интервью) , наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (физкультминутка).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».)
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III.Заключительная часть – 2 минуты.
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих художников и будем давать интервью. Я буду подходить к каждому из вас по очереди, и вы будете отвечать на вопросы. Но давать ответы нужно полным предложением. Хотите почувствовать себя всемирно известными художниками?
Дети: Да!
Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Кого можно назвать прекрасным, красивым?
Ребенок 1: Мама, папа, бабушка, сестра Аня они очень красивые.
Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать прекрасным, красивым?
Ребенок 2: Кукла, цветы, бабочка, природа прекрасна.
Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы в доме?
Ребенок 3: Люди украшают разные предметы в доме картинами, рисунками, цветами,
Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы одежды?
Ребенок 4: Люди украшают одежду бусами, бисером, наклейками.
Логопед: Как ты думаешь, зачем люди рисуют картины?
Ребенок 5: Люди рисуют картины, потому что им это нравится, чтобы показать всем.
Логопед: Молодцы!
Основная часть
Предварительная беседа
Логопед: Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?
Дети: С воспитателем мы говорили о творчестве Н. Е. Рачкова.
Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?
Дети: Жанр картин Н. Е. Рачкова – портрет. Особенно хорошо у него получались портреты детей. Н.Е. Рачков популярный художник, его картины приобретал П.М. Третьяков.
Логопед: Молодцы! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?
Дети: Мы поговорим о картине «Девочка с ягодами».
Логопед: Да, сегодня мы будем составлять описательный рассказ с элементами повествования по картине Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами».
Рассматривание картины
Логопед: А сейчас давайте еще раз посмотрим на картину. Н. Е. Рачков написал картину "Девочка с ягодами" в конце 19 века. Но до сих пор картина привлекает к себе внимание не только профессионалов - художников, но и простых людей, которые, может быть, даже ничего не понимают в живописи. Что же так притягивает к этой картине? Давайте в этом вместе разберемся.
Логопед: Кто изображен на картине?
Дети: На картине изображена девочка.
Логопед: Что можно сказать о выражении лица, настроении, одежде девочки?
Дети: Девочка немного грустная. Она одета в белую рубашку, на голове повязан платок, из - под него видно волосы. На шее голубые бусы.
Логопед: Что делает девочка?
Дети: Девочка собирала ягоды.
Логопед: Какие краски использует художник?
Дети: Художник использует белые краски.
Логопед: Да, одежда девочки преимущественно белых цветов, что может говорить о ее чистоте и благородности.
Логопед: Какие чувства у вас вызывает девочка?
Дети: Девочка вызывает чувство печали.
Логопед: Почему?
Дети: Возможно, она устала собирать ягоды.
Физкультминутка
Логопед: Молодцы! А сейчас давайте с вами немного развлечёмся. (Повторяйте движения, в след за мной)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём
Может быть и под листочком сладку ягоду найдём
На носочки детки встали по дорожкам побежали
И на каблучках пойдём через лужи перейдём
Отдохнули вот и славно
Поговорим теперь о главном.
(Б. И. Парамонова)
Упражнения по картине
Логопед: Ребята, давайте сделаем девочке подарок, чтобы она не грустила. И подберем, какими словами- признаками можно описать ее взгляд, губы, лоб, румянец, наряд, чашу.
Дети: Взгляд - пронзительный, добрый, честный; губы - пухлые, алые; лоб - высокий; румянец - нежный, легкий; наряд - свободная белая рубашка, голубой сарафан, светлый платок; чаша - полная аппетитных ягод.
5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):
Название картины, ее автор и жанр.
Место действия.
Время действия.
Композиция картины.
Цветовая палитра.
Отношение к картине.
(Дети по очереди представляют свои рассказы)
6.Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?
III.Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?
Дети: Да!
Логопед: С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством Н.Е. Рачкова.
Логопед: К какому жанру относятся его работы? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
Дети: Работы относятся к жанру портрет. Картина называется «Девочка с ягодами».
Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка)
Логопед: Ну, раз мы с вами стали настоящими художниками, давайте нарисуем свой портрет и придумаем ему название. (Дети рисуют портреты и оформляют свой вернисаж на занятии с воспитателем). Спасибо за занятие!
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
Приложение 1
Н.Е. Рачков «Девочка с ягодами» [Василенко,2018]
Приложение 2
Картинный план [Ткаченко,2004]
1.
2.
4.
3.
6.
5.