12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
4

Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».

Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».

Цель НОД: формирование навыков описательного рассказа с элементами повествования по портрету.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составления описательного рассказа с элементами повествования по портретной картине.

- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами).

Развивающие

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- развивать художественно- эстетическое восприятие.

- развитие умения воспринимать внутренний мир человека.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о портрете, биографии и творчестве Н. Е. Рачкова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Девочка с ягодами».

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, интервью) , наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (физкультминутка).

Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».)

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III.Заключительная часть – 2 минуты.





























Ход НОД

Вводная часть

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих художников и будем давать интервью. Я буду подходить к каждому из вас по очереди, и вы будете отвечать на вопросы. Но давать ответы нужно полным предложением. Хотите почувствовать себя всемирно известными художниками?

Дети: Да!

Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Кого можно назвать прекрасным, красивым?

Ребенок 1: Мама, папа, бабушка, сестра Аня они очень красивые.

Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать прекрасным, красивым?

Ребенок 2: Кукла, цветы, бабочка, природа прекрасна.

Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы в доме?

Ребенок 3: Люди украшают разные предметы в доме картинами, рисунками, цветами,

Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы одежды?

Ребенок 4: Люди украшают одежду бусами, бисером, наклейками.

Логопед: Как ты думаешь, зачем люди рисуют картины?

Ребенок 5: Люди рисуют картины, потому что им это нравится, чтобы показать всем.

Логопед: Молодцы!

Основная часть

Предварительная беседа

Логопед: Ребята, скажите о творчестве какого художника, вы говорили с воспитателем?

Дети: С воспитателем мы говорили о творчестве Н. Е. Рачкова.

Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?

Дети: Жанр картин Н. Е. Рачкова – портрет. Особенно хорошо у него получались портреты детей. Н.Е. Рачков популярный художник, его картины приобретал П.М. Третьяков.

Логопед: Молодцы! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?

Дети: Мы поговорим о картине «Девочка с ягодами».

Логопед: Да, сегодня мы будем составлять описательный рассказ с элементами повествования по картине Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами».

Рассматривание картины

Логопед: А сейчас давайте еще раз посмотрим на картину. Н. Е. Рачков написал картину "Девочка с ягодами" в конце 19 века. Но до сих пор картина привлекает к себе внимание не только профессионалов - художников, но и простых людей, которые, может быть, даже ничего не понимают в живописи. Что же так притягивает к этой картине? Давайте в этом вместе разберемся.

Логопед: Кто изображен на картине?

Дети: На картине изображена девочка.

Логопед: Что можно сказать о выражении лица, настроении, одежде девочки?

Дети: Девочка немного грустная. Она одета в белую рубашку, на голове повязан платок, из - под него видно волосы. На шее голубые бусы.

Логопед: Что делает девочка?

Дети: Девочка собирала ягоды.

Логопед: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые краски.

Логопед: Да, одежда девочки преимущественно белых цветов, что может говорить о ее чистоте и благородности.

Логопед: Какие чувства у вас вызывает девочка?

Дети: Девочка вызывает чувство печали.

Логопед: Почему?

Дети: Возможно, она устала собирать ягоды.

Физкультминутка

Логопед: Молодцы! А сейчас давайте с вами немного развлечёмся. (Повторяйте движения, в след за мной)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём

Может быть и под листочком сладку ягоду найдём

На носочки детки встали по дорожкам побежали

И на каблучках пойдём через лужи перейдём

Отдохнули вот и славно

Поговорим теперь о главном.

(Б. И. Парамонова)

Упражнения по картине

Логопед: Ребята, давайте сделаем девочке подарок, чтобы она не грустила. И подберем, какими словами- признаками можно описать ее взгляд, губы, лоб, румянец, наряд, чашу.

Дети: Взгляд - пронзительный, добрый, честный; губы - пухлые, алые; лоб - высокий; румянец - нежный, легкий; наряд - свободная белая рубашка, голубой сарафан, светлый платок; чаша - полная аппетитных ягод.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараем­ся понять настроение автора и попробуем составить рас­сказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):

Название картины, ее автор и жанр.

Место действия.

Время действия.

Композиция картины.

Цветовая палитра.

Отношение к картине.

(Дети по очереди представляют свои рассказы)

6.Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

чем понравился рассказ?

о чем удалось интересно рассказать?

какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?

Дети: Да!

Логопед: С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством Н.Е. Рачкова.

Логопед: К какому жанру относятся его работы? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Дети: Работы относятся к жанру портрет. Картина называется «Девочка с ягодами».

Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка)

Логопед: Ну, раз мы с вами стали настоящими художниками, давайте нарисуем свой портрет и придумаем ему название. (Дети рисуют портреты и оформляют свой вернисаж на занятии с воспитателем). Спасибо за занятие!

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.





Приложение 1

Н.Е. Рачков «Девочка с ягодами» [Василенко,2018]



t1621534092aa.gif











Приложение 2

Картинный план [Ткаченко,2004]

t1621534092ab.gift1621534092ab.gif

1.

2.

t1621534092ac.gift1621534092ad.gif



t1621534092ab.gift1621534092ab.gif

4.

3.

t1621534092ae.gift1621534092af.gif

t1621534092ab.gift1621534092ab.gif

6.

5.

t1621534092ag.gift1621534092ah.gif







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.