Урок по цифровой безопасности «Социализация цифрового поколения»

1
0
Материал опубликован 20 March

26.02.2025

Социальные навыки цифрового поколения

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня наш урок будет посвящен очень актуальной теме, а какой именно вы догадаетесь сами.

Давайте ответим вместе на вопросы:

С помощью чего мы можем знакомиться с людьми и добывать новую информацию, не выходя из дома?

И действительно, новых знакомств и полезной информации в Интернет е уйма, поэтому активную социальную жизнь теперь можно вести прямо из дома.

А со всеми ли незнакомцами можно общаться в сети Интернет и всей ли информации мы можем доверять и делиться?

А должны ли мы обладать дополнительными знаниями, чтобы не попадать в те ловушки, которые оставляют сети нехорошие люди?

Вот и отлично! Теперь я могу раскрыть тему нашего урока: «Безопасная социализация в сети Интернет».

Действительно, Интернет – безграничный интересный мир, который позволяет узнавать много нового, общаться с людьми в разных точках планеты, учиться, развлекаться и работать. Мир без Интернета уже и представить сложно, но как быстро развивается Интернет-технологии, также быстро развиваются и способы Интернет-мошенничества, а для того, чтобы точно понимать, о чем мы будем говорить, выполним с вами 1 задание.

Подберем определения к некоторым понятиям из мира Интернет-безопасности и Интернет- мошенничества:

Кибербезопасность – защита данных и устройств от онлайн угроз (взлом, утечка данных)

Социальная инженерия – обман для выманивания личной информации, использование хитрых вопросов и манипуляций, чтобы заставить тебя раскрыть данные.

Фишинговые сайты: Запрашивают личные данные (пароли, адреса) без причины. Признаки: навязчивая реклама, странные URL, ошибки в тексте

Конфиденциальность – защита информации от постороннего доступа.

Дипфейк – поддельные изображения или видео, созданные с помощью Искусственного Интеллекта.

Вирусы – программы, которые крадут или повреждают данные.


 

Отлично! С некоторыми понятиями мы разобрались.

А для получения начальных знаний о том, как наиболее безопасно проводить время в сети, мы с вами представим ситуацию. Мы представим ситуацию, кто из вас зарегистрировал какой-либо соц. сети или может быть в Интернет-игре, а может, кто-то читает личные каналы и комментирует новости на этих каналах? Отлично.

Теперь представим, что вы первый раз проходите такую регистрацию, Вы придумали себе красивый логин для вашей странички. Что такое, кстати, логин? Это то имя, которым вы будете называться на странице.

А теперь перед вами стоит задача посложнее – создание пароля. А для чего нам нужен пароль? Для того, чтобы только вы могли входить в свой аккаунт, а значит этот пароль никто не должен угадать и даже специальная программа не должна его суметь подобрать.

А вот задание: из предложенных паролей нужно выбрать наиболее безопасный.

Отлично, ребята. А почему вы не выбрали другие пароли? (не должны читаться слова в пароле; не должно быть подряд букв или цифр; не использовать свое ФИО или дату рождения).

Теперь усложним задачу: из символов на доске нам нужно собрать свой надежный пароль, используя ту информацию, которую мы с вами только что озвучили.

Давайте поработаем вместе. Каждый по очереди будет называть по одному символу. Как вы думаете, такого пароля достаточно? Нет. Тогда собираем еще.


 

Молодцы! Такой пароль подобрать программе сложно, а просто угадать человеку вообще невозможно. Но давайте помнить, что использовать один и тот же пароль, хоть и очень сложный, на разных сайтах небезопасно.

Логин и пароль сделаны, значит страницу вы создали, а теперь необходимо ее заполнить. В Интернете важно защищать свои личные данные, чтобы их не использовали онлайн мошенники.


 

Четвертое задание «Щит конфиденциальности»: научимся защищать свои данные, скрывая их за виртуальным «щитом». Необходимо перетащить личные данные под “щит”, чтобы они были в безопасности. Узнайте, какие данные можно оставлять открытыми, а какие лучше скрыть.

И теперь вы знаете, какие личные данные не стоит выкладывать в открытый доступ. Но почему же не стоит это делать? (ответы детей)

Иногда злоумышленники пытаются лично или с помощью ботов выведать информацию. Давайте потренируемся отвечать в диалогах так, чтобы оставаться в безопасности.

Вам нужно будет выбирать наиболее безопасный ответ из предложенных в диалоге с незнакомцем:


 

1.

Привет. Мы уже общались раньше. Напомни, как твоё настоящее имя?

Да, конечно, меня зовут Андрей Ларьков

Зачем тебе знать моё имя? Достаточно просто ника

2.

Ну, ладно. Я хотел помочь тебе настроить страницу, какой у тебя номер телефона? Я отправлю тебе настройки в мессенджере

 

Отправь мне их здесь. Я не буду делиться своим номером

Да, конечно, 8 921 123 45 67

3.

Ты знаешь, я планирую встречу онлайн друзей в субботу в 6 вечера в центральном парке. Буду тебя ждать!

 

Да, конечно, я обязательно буду!

У меня без тебя много друзей! Я не приеду


 

Вы отлично справились. Вы были внимательны и не делились своей личной информацией, это поможет вам оставаться в безопасности в Интернете, всегда проверяйте, кому вы рассказываете о себе.

А теперь давайте подведем итоги и проверим, как вы усвоили информацию, которую получили сейчас и на наших предыдущих уроках

Я буду зачитывать высказывания, а вы отвечать согласны с ними или нет. У вас на столах лежат по две карточки: зеленая галочка – это вы согласны, а на второй стоит красный крестик – вы не согласны.

Ну что, поехали:

Чем больше ты расскажешь о себе в Интернете, тем больше друзей у тебя появится.

Если тебя оскорбят в Интернете, ты прекратишь общение

Ты без разрешения и без указания авторов/источников можешь использовать любую информацию из Интернета

Как только вы удалили фото и вашу личную информацию со страницы, значит эта информация полностью очищена в сети

Для каждого сайта создавай свой уникальный пароль

Относись с осторожностью к любым непонятным действиям в Интернете – мошенники постоянно совершенствуются

Записывай все пароли на бумажку и храни ее в чехле телефона


 

Замечательно! Теперь можно с уверенностью сказать, что вы будете внимательны в сети, и, надеюсь, будете на практике применять полученные знания.

Каждый пользователь должен не только наслаждаться сёрфингом в Интернете, но и ответственно относиться к использованию Интернет-технологий, развивать критическое мышление для оценки цифровых угроз и этично общаться в сети.

Спасибо за внимание.

Ссылки на интерактивные задания:

1. Соотнести понятие и определение
https://wordwall.net/play/86446/121/914

t1742455126aa.png


 

2. Выбрать правильный пароль
https://wordwall.net/play/86705/365/267

t1742455126ab.png


 

3. Составить пароль
https://learningapps.org/watch?v=p7v2fgpgt25

t1742455126ac.png


 

4. Щит конфиденциальности
https://wordwall.net/play/86706/900/497

t1742455126ad.png

5. Диалог
https://wordwall.net/play/86711/143/321

t1742455126ae.png


 

t1742455126af.png


 

t1742455126ag.png

6. Итоги (карточки согласен/не согласен)

Используемые источники информации и сервисы:

УРОК ЦИФРЫ – всероссийский образовательный проект в сфере цифровых технологий, https://урокцифры.рф/

LearningApps – сервис для создания интерактивных упражнений, https://learningapps.org/

Wordwall – сервис для создания интерактивных упражнений, https://wordwall.net/


 


 

t1742455126ah.jpg

 

t1742455126ah.jpg

t1742455126ai.jpg


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.