Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения
Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения
Тенденцией современного образования является использование инновационных технологий (цифровых, интерактивных, диалоговых, практико-ориентированных). Традиционные способы обучения и воспитания в этих условиях не теряют своей актуальности, ведь их образовательный потенциал доказан многовековой историей использования в педагогической практике и изучением в педагогике. Сегодня эти способы можно совершенствовать с учетом достижений науки и психологических особенностей школьников цифрового поколения. Докажем этот тезис на примере традиционного метода воспитания – рассказа, и будем при этом основываться на результатах многолетней успешной подготовки студентов к Дельфийским играм в конкурсе «Искусство воспитания».
В учебной литературе по педагогике рассказ рассматривается как «… последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме» [1, с 406]. Его относят в теории воспитания к методам убеждения или формирования сознания воспитанников. Этот способ воздействует преимущественно на когнитивную и эмоциональную сферу личности. Воспитательные задачи рассказа учителя – сформировать у обучающихся представления о понятиях, образе и правилах поведения, получить новые знания и побудить к эмоциональному отклику, вызвать эмоциональные переживания к предмету (теме) рассказа.
Для достижения воспитательных задач, рассказ учителя должен соответствовать следующим условиям:
- соответствие содержания рассказа его теме;
- наличие фактического материала в содержании;
- фактический материал должен быть достоверным, основанным на данных науки, культуры или других форм общественного сознания, и (или) взят из личного опыта рассказчика;
- в структуре рассказа есть вступление, основная часть, вывод;
- изложение содержания рассказа должно быть последовательным, логичным;
- ведущее средство рассказа – это слово учителя, поэтому он должен быть раскрыт доступно, понятно для младших школьников, интонационно выразительно, и дополнен другими невербальными средствами.
Главное психолого-педагогическое условие эффективного использования рассказа как метода воспитания - учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Современным младшим школьникам, относящимся к цифровому поколению, характерны визуальное восприятие, развитые переключение и распределение внимания, потребность в быстрой и красочной смене информационной оболочки.
В соответствии с психологическими особенностями современных обучающихся, дополним ряд условий к использованию рассказа учителя как метода воспитания:
- соблюдение регламента в предъявлении рассказа, оптимальное время – до 8-10 минут. Этот временной диапазон соответствует способностям младших школьников к удержанию внимания;
- сопровождение и уточнение словесного предъявления содержания рассказа средствами визуализации – видеофильмы, презентации в программах Prezi и Power Point. В нашем опыте их использование было как с целью создания визуального фона для рассказа, так и фрагмент видеофильма на одну минуту имел самостоятельное информационное значение. При подборе видеоряда нужно руководствоваться принципом меры в количестве слайдов, фрагментов, их соответствия теме и содержанию рассказа, соответствия кадра и слова рассказчика. Чтобы учитель не был скован переключением слайдов, и при этом не рассеивалось внимание и восприятие школьников, управление ими автоматическое;
- включение в содержание рассказа личного опыта учителя по теме рассказа. Это могут быть воспоминания из детства, обращение к семейным традициям и опыту родительского воспитания, современный опыт автора из жизни, профессиональной деятельности. Наличие личного опыта усиливает эмоциональную составляющую рассказа, вызывает интерес, удивление, сопричастность к тому, о чем повествуется;
- использование в содержании рассказа фактов, построенных на региональном материале. Эти факты можно рассматривать как вариант расширения знаний обучающихся по истории и современности родного края, как средство, вызывающее удивление, восхищение, гордость к малой родине; и объединяющее рассказчика с его слушателями как жителями одного региона;
- наличие элементов драматизации в повествовании рассказа. Это может быть этюд, инсценировка эпизода рассказа, сценические действия с атрибутами. Эти приемы оживляют факты содержания, делают их зримыми. Опираясь на наш опыт наблюдения за младшими школьниками, мы констатировали, что инсценировки, этюды особенно эмоционально притягательны, они впечатляли детей, в этот момент дети не просто смотрели и слушали, а сопереживали героям эпизода;
- владение учителя техниками работы с аудиторией, мастерством публичного выступления. В рассказе имеет значение правильная расстановка пауз, темп, интонация. Для управления вниманием и восприятием слушателей, для активизации их мыслительной деятельности полезно использовать риторические вопросы, фразы - обращения к аудитории (дорогие друзья, мои ученики), пожелания, слова, объединяющие рассказчика со слушателями (мы, наша встреча, давайте вместе) и, конечно, мимические и пантомимические средства (взгляд, жесты, переходы учителя - ближе или дальше от аудитории).
Подведем итог. В практике воспитания младших школьников рассказ учителя остается важным методом, влияющим на познавательную и эмоциональную сферу их личности. Опираясь на опыт работы с младшими школьниками, опыт подготовки студентов к Дельфийским играм в номинации «Устный рассказ», обобщили условия, которые, на наш взгляд, усиливают его воспитательную эффективность и результативность. В качестве примера приводим содержание рассказа по теме «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Его представляла на XVIII молодежных Дельфийских играх в 2019 году Могутова Полина (бронзовый призер соревнований «Искусство воспитания»), студентка ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технолгий».
Здравствуйте, дорогие друзья!
Задумывались ли вы, что такое «театр»? Возможно для кого-то - это место, где можно приятно отдохнуть или узнать новое? А может быть театр – это удивительный и сказочный мир, в котором царит волшебная атмосфера? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня вместе с вами на нашем первом занятии. Его тема «Любите ли вы театр, как люблю его я?»
Любовь к театру у меня появилась в детстве: Этот мир захватил меня, когда я была еще совсем маленькой. Он начался с кукол. Наверняка многие из вас когда-то играли в них? Знаете, мне всегда очень нравилось фантазировать, придумывать истории, подбирать наряды для героев, проигрывать действия. И если задуматься: что это, если не театральное искусство? Тут ты и режиссер, и сценарист, и костюмер, и актер, и даже зритель в одном лице.
Но куклы бывают разные. Я и сама не знала этого, пока однажды старшая сестра не показала волшебную сказку. Она управляла игрушками, надетыми на руки, и это было просто невероятно! Это действо захватило меня, я всерьез увлеклась кукольным театром. Сама шила куклы и устраивала представления для знакомых ребят. Так в нашем дворе появился театр. Друзья помогали мне организовывать представления. А зрителями были и взрослые, и дети.
Вот маленькая сцена из театра моего детства. Вы узнаете этих героев? (Разыгрывается сцена из сказки А. Толстого «Золотой ключик»)
Конечно же, вы узнали принципиальную и строгую Мальвину и непоседливого, непослушного Буратино - героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».
Следующая моя встреча с театром состоялась в школе. Это уже был драматический театр, а его актёры – ученики. И мне посчастливилось составлять сценарий, помогать с декорациями, быть актером. Никогда не забуду свой первый спектакль «Двенадцать месяцев». Было очень волнительно. Но помощь и поддержка педагога, ребят – участников спектакля, заинтересованность зрителей помогли обрести уверенность.
И вот я уже в главной роли другого спектакля «Времена года». Мой образ Золотой Осени вызвал у зрителей воспоминая о солнечных днях, о ярких красках природы и теплые, радостные чувства восхищения удивительной красотой этого времени года. Я наслаждалась игрой и испытывала невероятную радость от всего происходящего.
А вот в следующем спектакле у меня была роль девочки Жени из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Эта героиня вызвала у меня разные чувства – разочарование, грусть, удивление и радость. Сейчас я представлю вам небольшую сцену из этой сказки (Показывается трогательная сцена помощи девочки Жени мальчику, который не мог ходить).
Поделюсь с вами, что я открыла в себе, участвуя в этом и других спектаклях: чуткое отношение к миру и к людям. Я почувствовала уверенность в себе и в своих силах. Я стала более общительной и любознательной. Театр дал мне возможность раскрыть себя.
Еще больше я полюбила театр, когда стала ходить на спектакли во «Дворец Культуры» на своей малой родине, побывала в Тюменском драматическом театре, посетила большую сцену театров Санкт-Петербурга. Каждое посещение театра – это праздник! Загадочная атмосфера поглощает прямо с входа. Яркий свет люстр, красивый интерьер, приветливые лица людей. А спектакль?! Спектакль – волшебная история, где можно встретиться с добром и злом, правдой и ложью, прекрасным и некрасивым Ты совершаешь приключения и переживаешь вместе с героями. А после окончания спектакля ты еще долго переживаешь увиденное.
Театр остался неотъемлемой частью моей жизни и сегодня. Как можно разлюбить театр, полюбив его однажды? Он всегда был и остается сказкой. Давайте и мы создадим наш собственный волшебный театральный мир. Это будет то место, где мы можем отдохнуть или, наоборот, вынести для себя определенный урок. Каждый из нас сможет погрузиться в необыкновенный мир творчества, найти свой образ и познать самого себя...
И возможно вы полюбите театр, так как люблю его я!
Использованный источник
1 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2002. - 576 с. – Текст : электронный // Педагогическая библиотека : сайт. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-406.shtml (дата обращения 18.03. 2021).
Пролубщикова Наталья Владимировна