Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения

5
0
Материал опубликован 18 March 2021

Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения

Ужанова Т.Л., преподаватель

ГАПОУ ТО "Колледж цифровых и педагогических технологий",

г. Тюмень

Тенденцией современного образования является использование инновационных технологий (цифровых, интерактивных, диалоговых, практико-ориентированных). Традиционные способы обучения и воспитания в этих условиях не теряют своей актуальности, ведь их образовательный потенциал доказан многовековой историей использования в педагогической практике и изучением в педагогике. Сегодня эти способы можно совершенствовать с учетом достижений науки и психологических особенностей школьников цифрового поколения. Докажем этот тезис на примере традиционного метода воспитания – рассказа, и будем при этом основываться на результатах многолетней успешной подготовки студентов к Дельфийским играм в конкурсе «Искусство воспитания».

В учебной литературе по педагогике рассказ рассматривается как «… последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме» [1, с 406]. Его относят в теории воспитания к методам убеждения или формирования сознания воспитанников. Этот способ воздействует преимущественно на когнитивную и эмоциональную сферу личности. Воспитательные задачи рассказа учителя – сформировать у обучающихся представления о понятиях, образе и правилах поведения, получить новые знания и побудить к эмоциональному отклику, вызвать эмоциональные переживания к предмету (теме) рассказа.

Для достижения воспитательных задач, рассказ учителя должен соответствовать следующим условиям:

- соответствие содержания рассказа его теме;

- наличие фактического материала в содержании;

- фактический материал должен быть достоверным, основанным на данных науки, культуры или других форм общественного сознания, и (или) взят из личного опыта рассказчика;

- в структуре рассказа есть вступление, основная часть, вывод;

- изложение содержания рассказа должно быть последовательным, логичным;

- ведущее средство рассказа – это слово учителя, поэтому он должен быть раскрыт доступно, понятно для младших школьников, интонационно выразительно, и дополнен другими невербальными средствами.

Главное психолого-педагогическое условие эффективного использования рассказа как метода воспитания - учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Современным младшим школьникам, относящимся к цифровому поколению, характерны визуальное восприятие, развитые переключение и распределение внимания, потребность в быстрой и красочной смене информационной оболочки.

В соответствии с психологическими особенностями современных обучающихся, дополним ряд условий к использованию рассказа учителя как метода воспитания:

- соблюдение регламента в предъявлении рассказа, оптимальное время – до 8-10 минут. Этот временной диапазон соответствует способностям младших школьников к удержанию внимания;

- сопровождение и уточнение словесного предъявления содержания рассказа средствами визуализации – видеофильмы, презентации в программах Prezi и Power Point. В нашем опыте их использование было как с целью создания визуального фона для рассказа, так и фрагмент видеофильма на одну минуту имел самостоятельное информационное значение. При подборе видеоряда нужно руководствоваться принципом меры в количестве слайдов, фрагментов, их соответствия теме и содержанию рассказа, соответствия кадра и слова рассказчика. Чтобы учитель не был скован переключением слайдов, и при этом не рассеивалось внимание и восприятие школьников, управление ими автоматическое;

- включение в содержание рассказа личного опыта учителя по теме рассказа. Это могут быть воспоминания из детства, обращение к семейным традициям и опыту родительского воспитания, современный опыт автора из жизни, профессиональной деятельности. Наличие личного опыта усиливает эмоциональную составляющую рассказа, вызывает интерес, удивление, сопричастность к тому, о чем повествуется;

- использование в содержании рассказа фактов, построенных на региональном материале. Эти факты можно рассматривать как вариант расширения знаний обучающихся по истории и современности родного края, как средство, вызывающее удивление, восхищение, гордость к малой родине; и объединяющее рассказчика с его слушателями как жителями одного региона;

- наличие элементов драматизации в повествовании рассказа. Это может быть этюд, инсценировка эпизода рассказа, сценические действия с атрибутами. Эти приемы оживляют факты содержания, делают их зримыми. Опираясь на наш опыт наблюдения за младшими школьниками, мы констатировали, что инсценировки, этюды особенно эмоционально притягательны, они впечатляли детей, в этот момент дети не просто смотрели и слушали, а сопереживали героям эпизода;

- владение учителя техниками работы с аудиторией, мастерством публичного выступления. В рассказе имеет значение правильная расстановка пауз, темп, интонация. Для управления вниманием и восприятием слушателей, для активизации их мыслительной деятельности полезно использовать риторические вопросы, фразы - обращения к аудитории (дорогие друзья, мои ученики), пожелания, слова, объединяющие рассказчика со слушателями (мы, наша встреча, давайте вместе) и, конечно, мимические и пантомимические средства (взгляд, жесты, переходы учителя - ближе или дальше от аудитории).

Таким образом, в практике воспитания младших школьников рассказ учителя остается важным методом, влияющим на познавательную и эмоциональную сферу их личности. Опираясь на опыт работы с младшими школьниками, опыт подготовки студентов к Дельфийским играм в номинации «Устный рассказ», обобщили условия, которые, на наш взгляд, усиливают его воспитательную эффективность и результативность. В качестве примера приводим содержание рассказа по теме «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Его представляла на XVIII молодежных Дельфийских играх в 2019 году Могутова Полина (бронзовый призер соревнований «Искусство воспитания»), студентка ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технолгий».


Здравствуйте, дорогие друзья!

Задумывались ли вы, что такое «театр»? Возможно для кого-то - это место, где можно приятно отдохнуть или узнать новое? А может быть театр – это удивительный и сказочный мир, в котором царит волшебная атмосфера? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня вместе с вами на нашем первом занятии. Его тема «Любите ли вы театр, как люблю его я?»

Любовь к театру у меня появилась в детстве: Этот мир захватил меня, когда я была еще совсем маленькой. Он начался с кукол. Наверняка многие из вас когда-то играли в них? Знаете, мне всегда очень нравилось фантазировать, придумывать истории, подбирать наряды для героев, проигрывать действия. И если задуматься: что это, если не театральное искусство? Тут ты и режиссер, и сценарист, и костюмер, и актер, и даже зритель в одном лице.

Но куклы бывают разные. Я и сама не знала этого, пока однажды старшая сестра не показала волшебную сказку. Она управляла игрушками, надетыми на руки, и это было просто невероятно! Это действо захватило меня, я всерьез увлеклась кукольным театром. Сама шила куклы и устраивала представления для знакомых ребят. Так в нашем дворе появился театр. Друзья помогали мне организовывать представления. А зрителями были и взрослые, и дети.

Вот маленькая сцена из театра моего детства. Вы узнаете этих героев? (Разыгрывается сцена из сказки А. Толстого «Золотой ключик»)

Конечно же, вы узнали принципиальную и строгую Мальвину и непоседливого, непослушного Буратино - героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

Следующая моя встреча с театром состоялась в школе. Это уже был драматический театр, а его актёры – ученики. И мне посчастливилось составлять сценарий, помогать с декорациями, быть актером. Никогда не забуду свой первый спектакль «Двенадцать месяцев». Было очень волнительно. Но помощь и поддержка педагога, ребят – участников спектакля, заинтересованность зрителей помогли обрести уверенность.

И вот я уже в главной роли другого спектакля «Времена года». Мой образ Золотой Осени вызвал у зрителей воспоминая о солнечных днях, о ярких красках природы и теплые, радостные чувства восхищения удивительной красотой этого времени года. Я наслаждалась игрой и испытывала невероятную радость от всего происходящего.

А вот в следующем спектакле у меня была роль девочки Жени из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Эта героиня вызвала у меня разные чувства – разочарование, грусть, удивление и радость. Сейчас я представлю вам небольшую сцену из этой сказки (Показывается трогательная сцена помощи девочки Жени мальчику, который не мог ходить).

Поделюсь с вами, что я открыла в себе, участвуя в этом и других спектаклях: чуткое отношение к миру и к людям. Я почувствовала уверенность в себе и в своих силах. Я стала более общительной и любознательной. Театр дал мне возможность раскрыть себя.

Еще больше я полюбила театр, когда стала ходить на спектакли во «Дворец Культуры» на своей малой родине, побывала в Тюменском драматическом театре, посетила большую сцену театров Санкт-Петербурга. Каждое посещение театра – это праздник! Загадочная атмосфера поглощает прямо с входа. Яркий свет люстр, красивый интерьер, приветливые лица людей. А спектакль?! Спектакль – волшебная история, где можно встретиться с добром и злом, правдой и ложью, прекрасным и некрасивым Ты совершаешь приключения и переживаешь вместе с героями. А после окончания спектакля ты еще долго переживаешь увиденное.

Театр остался неотъемлемой частью моей жизни и сегодня. Как можно разлюбить театр, полюбив его однажды? Он всегда был и остается сказкой. Давайте и мы создадим наш собственный волшебный театральный мир. Это будет то место, где мы можем отдохнуть или, наоборот, вынести для себя определенный урок. Каждый из нас сможет погрузиться в необыкновенный мир творчества, найти свой образ и познать самого себя...

И возможно вы полюбите театр, так как люблю его я!


Использованный источник

1 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2002. - 576 с. – Текст : электронный // Педагогическая библиотека : сайт. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-406.shtml (дата обращения 18.03. 2021).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации