Урок обществознания в 10 классе «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/u1488437993.pptx (Социальные нормы и отклоняющееся поведение)
Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение (Урок обществознания в 10 классе)
Цели:
Образовательная: рассмотреть понятия социальные нормы, формальные, неформальные санкции, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение.
Развивающая: привить умения сравнивать, прослеживать причинно-следственные связи, Обобщать.
Воспитательная: воспитывать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Рассмотрение нового материала
3.1 Социальные нормы.
Вопрос к классу (Сл. 2):
-Что такое «норма»? (Учитель выслушивает ответы учащихся). Кто придумывает нормы и зачем они нужны? (Ответы учащихся).
Систематизируем ответы учащихся и формулируем определение.
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
(Сл.3)Работа со схемой в учебнике (с. 154). Вместе с классом рассматривается каждая социальная норма. Приводятся примеры.
Делается акцент на различиях правовых и моральных социальных норм. Как правило, ученики знают эти различия и дают четки ответ: «Правовые нормы закреплены в законах, обеспечиваются силой государства. Мораль несёт оценочны характер, нарушение встречает общественное осуждение».
(Сл. 4)Рассматривается классификация видов социальных норм.
--Кроме рассмотренных социальных норм существуют и другие виды социальные нормы:
- По способу регулирования различают писанные и неписаные социальные нормы. К писанным социальным нормам относят формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативно-правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством. Неписаные закреплены лишь традициями, обычаями и т.д.;
- По степени обязательности: побуждающие, запрещающие, императивные, рекомендательные.
- По масштабу: общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
(Сл. 5) Рассмотрение отличий социальных норм от других видов норм.
- Существуют различные нормы, например, технические или биологические. Как вы думаете, чем они отличаются от социальных? (Ответы учащихся). Т.е. это правила обращения с природными и техническими объектами. Социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает знание социальной нормы и ее осознание, мотив и само действие.
(Сл. 6) Рассмотрение способов регулирования социальных норм.
(Сл. 7-8) Выполнение заданий по теме.
3.2 Социальный контроль. Работа с текстом (с.155-157)
Работа со схемой в презентации Сл.9-10.
- Что такое социальный контроль?
- Как работает социальный контроль?
- Каким бывает социальный контроль?
- Что такое санкции?
- Приведите примеры формального и неформального социального контроля.
- Что такое самоконтроль? Что является наиболее важным в процессе самоконтроля?
Вывод: важнейшими элементами социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.
(Сл 12-13) Выполнение заданий по теме.
3.3 (Сл. 13) Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Т.е. это поведение, которое кажется не привычным или не понятным обществу. Оно может быть положительным и отрицательным. Негативные отклонения от социальных норм проявляются в преступлениях, аморальных поступках. Позитивное, направлено на преодоление устаревших норм или стандартов и связано с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Это может быть героизм, серхтрудолюбие, инициатива, талант, гениальность и т.д.
(Сл. 14) Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.
Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:
-инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
-ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
-ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
-бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Особенно опасны социальные отклонения как массовые явления: преступления, алкоголизм, наркомания, религиозны фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – все это наносит урон человечеству.
(Сл. 15) Работа с текстом стр. 158-159.
- Каковы же причины девиантного поведения? (ответы учеников)
- Что лежит в основе каждой из этих причин? (ответы учеников)
- Почему по вашему биологические причины девиантного поведения были подвергнуты критике?
(Сл. 16) Рассмотрение делинквентного поведения.
Вопрос к классу:
- Рассмотрите изображения на слайде. Как вы можете их прокомментировать?(ответы учащихся)
Совокупность противоправных проступков, или преступлений (мошенничество, хищения, взятки и т.д.) называется делинквентным поведением.
3.4 Объяснение пункта «Преступность»
(Сл. 17) Выполнение задания
Подведение итогов.
Д/з: Прочитать параграф 14, выполнить задания к параграфу.
Использованные источники:
-Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под.ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 335 с.
-Обществознание: Новый полны справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд.перераб. и доп. – М. : АСТ: Астрель, 2016 . – 542 с.
-Материалы с сайта ФИПИ: www.fipi.ru
Анна Владимировна
Смирнова Елена Андреевна