12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никулина Елена Анатольевна66

Социальный проект подготовила классный руководитель 9в класса Никулина Е.А.

Деловая игра

«Лидеры бывают разные…»

Цель: сформировать у учащихся устойчивое представление о понятиях «лидер», «лидерские личностные качества», «разнообразие лидерских позиций»

Задачи:

Предоставить ученикам возможность для анализа сложившейся структуры взаимоотношений и распределения ролей в группе, классе;

Создать ситуацию, способствующую осознанию каждым учеником своего места в структуре детского движения;

Ознакомить учащихся с понятием «социальная роль», и различными ролевыми позициями;

Познакомить учащихся со схемой проведения Коллективного творческого дела.


Целевая аудитория: Учащиеся 7-11 классов


Время занятия : 60 минут – 1,5 часа в зависимости от потенциала учащихся.


Структура занятия

Часть первая – посвящена анализу структуры сложившихся отношений и своей лидерской позиции, сформировавшейся в ходе деловой блиц-игры;

Часть вторая – анализ ролевых позиций

Часть третья – Завершающий этап.


Рекомендуемое количество участников:

Количество участников в группе – 7 человек;

Количество групп – не более трех;


Материальное обеспечение тренинга:

На каждую группу участников нужен следующий инвентарь:

- 10 листов бумаги для множительной техники (формат А4), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок;

- карточки с надписью «ЛИДЕР» (примерный формат 5х8 см.) – раздаются на втором этапе деловой игры

- Плакаты «ЛИДЕРЫ» 7 штук – раздаются на втором этапе игры;

3 видеокамеры (по возможности).





Ход занятия

Участники тренинга делятся на три команды, рассчитываясь на «первый, второй, третий». Таким образом, тренер получает случайный состав команды с еще не сложившейся динамикой взаимодействия.

Первая часть деловой игры:

- проводится упрощенная модификация психологической деловой игры «Башня из бумаги»

( приложение 1).

- По завершении первого этапа участникам группы предлагается выполнить следующее задание – кому из участников группа, после обсуждения и голосования, может присвоить почетное звание «Лидер». Группа оглашает имена награжденных. Тренер выдает им карточки с надписью «Лидер».

На этом первая часть деловой игры завершается, и участники уходят на пятиминутный перерыв ( предварительно сделайте объявление, чтобы награжденные не теряли свои карточки).

Вторая часть деловой игры:

- ведущий готовит зал для дальнейшей работы. Понадобится мультимедийная презентация или стенд и плакаты «Основные этапы подготовки проведения КТД», «Лидеры»

- Участники игры входят в зал и садятся командами (желательно так, чтобы видеть ведущего).

- Ведущий говорит о том, что все вместе ученики школы, класса и , особенно, актив создают единый коллектив. Часто команде единомышленников приходится брать на себя ответственность за что-либо, за подготовку школьных мероприятий и пр. для того. Для того, чтобы успешно справиться с заданием, процесс подготовки желательно построить в соответствии с технологией коллективного творческого дела (КТД).


Эта технология включает в себя несколько этапов (внимание участников обращается к плакату):

Мозговой штурм. На этом этапе участники «набрасывают» идеи. Главное условие этого этапа заключается в том, что все идеи, без исключения, принимаются без критики.

Принятие решения. Взвесив и обсудив каждую идею, необходимо выбрать лучшую. Главное условие данного этапа – тактичность и доброжелательность.

Распределение обязанностей. Теперь, когда все знают, что надо делать, надо выяснить, кто это будет делать. Главное условие – наличие людей, готовых принимать на себя ответственность за выполнение.

Выполнение принятой программы. Успешность реализации зависит от выполнения такого условия, как умение сотрудничать и четко выполнять необходимые действия.

Анализ результата. Завершив работу, необходимо оценить результаты. И главное умение – умение критически оценить собственную работу.

Но результат работы по технологии КТД во многом зависит от того, какие лидеры есть в классе.

Лидер – это человек, готовый принять на себя ответственность за тот или иной участок коллективного дела.

Можно выделить несколько лидерских позиций:

Лидер – организатор. Умеет спланировать выполнение работы и распределить обязанности между участниками

Лидер критик. Умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив слабые и сильные стороны.

Лидер – интеллектуал. Умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер – исполнитель. Умеет четко и в положенный срок выполнять возложенные на него обязанности.

Эмоциональный лидер. Умеет выстраивать доброжелательные отношения

Лидер философ (лидер – наставник). Очень опытный лидер. Умеет вовремя вмешаться в ход работы, ненавязчиво подсказать, научить.

Комментарии тренера: - Как часто за лидеров мы принимаем внешне привлекательных, бойких, громких, умеющих распоряжаться и давать приказания. Иногда такие люди мне напоминают мыльный пузырь – копни поглубже - и сдуется. Только бережное, дружеское отношение ко всем членам команды позволит нам раскрыть все грани таланта наших товарищей и способствовать их личностному росту и эффективности в делах.

Я хочу представить вам еще две интересные номинации:

Потенциальный лидер. Тот, кто еще не догадывается, что может быть лидером. Тот, кого не научили быть лидером. Тот, кто не верит в свои силы. Тот, кого коллектив забыл и вытеснил на периферию.

Лидер – дезорганизатор. Разваливает коллективную работу. Это могут быть активные действия. Это может быть стихийный саботаж. Про таких говорят :«Его бы энергию – да в мирных целях». Это тот – в кого когда-то не поверили, не оценили, не протянули дружескую руку.

Эту информацию ведущий также иллюстрирует плакатами либо слайдами мультимедийной презентации.

Для того, чтобы участники усвоили полученную информацию, им предлагается поработать с ней.

Задание первое: в группах подумайте и решите – на каком этапе КТД роль какого лидера становится главенствующей? (время работы 5-10 минут). Далее идет обсуждение, результаты которого могут фиксироваться на плакате «Этапы КТД».

Задание второе: анализ собственной ситуации. Теперь уже каждый ученик получает карточку с надписью «лидер». Тренер просит подумать и написать, роль какого лидера ученик чаще всего принимает на себя в ходе совместной деятельности и организации каких-либо школьных дел. Ребята пишут яркими фломастерами на карточке свою социальную лидерскую позицию. Если она их устраивает, на карточке ставится «+». Если нет, школьник хочет освоить и другие социальные лидерские позиции – ставиться знак «-« (2-3 минуты).

Задание третье: обсудите полученные данные с ребятами своей рабочей группы, прокомментируйте свое согласие или несогласие с выбором ваших друзей. Можете высказать комплименты, пожелания, тактичные рекомендации.

Возможен следующий вариант – ребята подписывают карточки своим именем, оценивают себя и пускают их по кругу. Члены группы ставят на карте точки или небольшие круги по определенной цветовой маркировке. Например: лидер – исполнитель – зеленый цвет, лидер – организатор – синий и т.д. Далее участники, получив свою карточку, анализируют, совпало ли собственное представление о своей роли с оценкой класса.

Третья часть деловой игры.

Анализ поученных результатов. Рефлексия.

Свободная дискуссия на тему:

- Достаточно ли в детском объединении лидеров, готовых брать на себя ответственность за организацию школьных дел?

- А в вашем классе?

- Может ли человек развивать в себе лидерские качества? Какие условия для этого нужны?

- Могут ли люди при желании развивать в себе различные социальные роли (например, быть лидером – организатором и эмоциональным лидером одновременно)? Какие условия нужны для формирования различных социальных ролей личности?

- можем ли мы, по итогам нашей игры сделать вывод - все ребята в Коммунарском движении могут развить в себе лидерские качества и стать активными членами нашего общества. Для этого важны – желание изменить себя и стать лучше, правильная стратегия действий по развитию лидерских способностей, помощь и доброжелательное отношение тех, кто рядом.

Тренер благодарит участников за игру. Мероприятие по желанию можно закончить любым этюдом на развитие положительных эмоций и эмпатии.










Приложение 1.

Деловая игра «Башня из бумаги»

(модифицированный и сокращенный вариант)

Цель: Отработать навыки работы в команде и схемы команд­ного взаимодействия. Выявить роли участников команды. Способствовать сплочению команды. Помочь снять напряжение. Мотивировать участников к совместной деятельности. 

Время и варианты: в зависимости от возраста и творческого потенциала участников от 20 до 30 минут.

Инструментарий: - 10 листов бумаги для множительной техники (формат А4 ), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок; 3 видеокамеры (по возможности)

Содержание:

Участники делятся на несколько команд. Каждой команде выда­ется раздаточный материал .Тренер дает участникам следующую инструкцию: «Вам необ­ходимо построить башню из бумаги с максимальной эффектив­ностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и построение вам дается всего 10 минут. Победит та команда, чья башня будет самой высокой. Построенная башня должна простоять не меньше 1 минуты». 

По команде тренера участники начинают строить башню из бумаги. Тренер отмечает время окончания строительства и засекает 1 минуту, которую долж­на простоять башня, чтобы задание считалось выполненным. После окончания данной контрольной минуты тренер произ­водит замер высоты башни и объявляет команду – победителя. По возможности добровольцы – помощники тренера могут проводить видеосъемку процесса игры каждой команды.

После окончания построения башен проводит­ся разбор видеозаписи выступления каждой команды по очереди, а также структурированное групповое обсуждение по приведенным ниже вопросам.

Как проходило обсуждение выполнения задания?

Как распределились роли в команде?

На что обратили внимание при просмотре видеозаписи?

Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?

Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?

Что помогало при выполнении задания?

Что мешало?

Как бы вы действовали сейчас?

Что понравилось в действиях команды? Что не понравилось?

Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?



Инструкция (может быть выведена на экран)

Задача

Построить башню с максимальной эффективностью.

Параметры эффективности

Высота башни;

Время

10 минут для обсуждения проекта, 10 минут на строительство башни.

Ресурсы

10 листов бумаги для множительной техники (формат А4), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок;

Ограничения

Никакой другой материал, кроме того, который распространяется тренером, не может быть использован

Изготовление заготовок не допускается. В момент начала строительства никаких сгибов на листах бумаги быть не должно.

Тренер отвечает за замер времени, затраченного на пост­ройку башни и определение результатов. Строительство начи­нается по команде тренера независимо от того, готова коман­да или нет. По завершении строительства необходимо громко и четко проинформировать об этом тренера.

Высота башни измеряется от поверхности, на которой она установлена.

Башня должна быть построена без дополнительной опо­ры и способна простоять хотя бы 1 минуту после окончания строительства.



Источник: Н.Е. Равикович, Тренинг командообразования. Концепция, диагностические методики, игры. Издательство: Генезис. Серия: Бизнес-психология, 2021г.























Приложение 2

Стимульный материал для создания плакатов или мультимедийных презентаций.


Основные этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела.




«Мозговой штурм»: инициирование идеи



Принятие решения

Распределение обязанностей

Выполнение принятой программы

Анализ результатов




Лидер – организатор


Умеет спланировать выполнение работы и распределить обязанности между участниками.


t1679949425aa.jpg



Лидер – критик


Умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив слабые и сильные стороны

t1679949425ab.jpg



Лидер – интеллектуал


Умеет продуцировать разные позитивные идеи


t1679949425ac.jpg




Лидер – исполнитель


Умеет четко и в положенный срок выполнить

возложенные на него обязанности

t1679949425ad.jpg



Лидер эмоциональный


Умеет выстраивать

доброжелательные отношения

с разными людьми в коллективе


t1679949425ae.jpg







Лидер – философ (лидер – наставник)


Очень опытный лидер.

Умеет вовремя вмешаться в ход работы, ненавязчиво подсказать, научить


t1679949425af.jpg






Потенциальный лидер

Тот, кто еще не догадывается,

что может быть лидером.

Тот, кто не верит в свои силы

Тот, кого коллектив забыл и вытеснил на периферию


t1679949425ag.jpg







Лидер – дезорганизатор


Разваливает коллективную работу активными действиями или тихим саботажем. Про таких говорят : «Его бы энергию – да в мирных целях». Это тот – в кого когда-то не поверили, не оценили, не протянули дружескую руку.




t1679949425ah.jpg






Приложение 3

t1679949425ai.gifФ.И.

Лидер – организатор


Лидер критик


Лидер – интеллектуал


Лидер – исполнитель


Эмоциональный лидер


Лидер философ (лидер – наставник).


Потенциальный лидер


Лидер – дезорганизатор







t1679949425aj.gifФ.И.

Лидер – организатор


Лидер критик


Лидер – интеллектуал


Лидер – исполнитель


Эмоциональный лидер


Лидер философ (лидер – наставник).


Потенциальный лидер


Лидер – дезорганизатор







t1679949425ak.gifФ.И.

Лидер – организатор


Лидер критик


Лидер – интеллектуал


Лидер – исполнитель


Эмоциональный лидер


Лидер философ (лидер – наставник).


Потенциальный лидер


Лидер – дезорганизатор







11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.