Социальный проект «Деловая игра "Лидеры бывают разные"» (9 класс)
Социальный проект подготовила классный руководитель 9в класса Никулина Е.А.
Деловая игра
«Лидеры бывают разные…»
Цель: сформировать у учащихся устойчивое представление о понятиях «лидер», «лидерские личностные качества», «разнообразие лидерских позиций»
Задачи:
Предоставить ученикам возможность для анализа сложившейся структуры взаимоотношений и распределения ролей в группе, классе;
Создать ситуацию, способствующую осознанию каждым учеником своего места в структуре детского движения;
Ознакомить учащихся с понятием «социальная роль», и различными ролевыми позициями;
Познакомить учащихся со схемой проведения Коллективного творческого дела.
Целевая аудитория: Учащиеся 7-11 классов
Время занятия : 60 минут – 1,5 часа в зависимости от потенциала учащихся.
Структура занятия
Часть первая – посвящена анализу структуры сложившихся отношений и своей лидерской позиции, сформировавшейся в ходе деловой блиц-игры;
Часть вторая – анализ ролевых позиций
Часть третья – Завершающий этап.
Рекомендуемое количество участников:
Количество участников в группе – 7 человек;
Количество групп – не более трех;
Материальное обеспечение тренинга:
На каждую группу участников нужен следующий инвентарь:
- 10 листов бумаги для множительной техники (формат А4), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок;
- карточки с надписью «ЛИДЕР» (примерный формат 5х8 см.) – раздаются на втором этапе деловой игры
- Плакаты «ЛИДЕРЫ» 7 штук – раздаются на втором этапе игры;
3 видеокамеры (по возможности).
Ход занятия
Участники тренинга делятся на три команды, рассчитываясь на «первый, второй, третий». Таким образом, тренер получает случайный состав команды с еще не сложившейся динамикой взаимодействия.
Первая часть деловой игры:
- проводится упрощенная модификация психологической деловой игры «Башня из бумаги»
( приложение 1).
- По завершении первого этапа участникам группы предлагается выполнить следующее задание – кому из участников группа, после обсуждения и голосования, может присвоить почетное звание «Лидер». Группа оглашает имена награжденных. Тренер выдает им карточки с надписью «Лидер».
На этом первая часть деловой игры завершается, и участники уходят на пятиминутный перерыв ( предварительно сделайте объявление, чтобы награжденные не теряли свои карточки).
Вторая часть деловой игры:
- ведущий готовит зал для дальнейшей работы. Понадобится мультимедийная презентация или стенд и плакаты «Основные этапы подготовки проведения КТД», «Лидеры»
- Участники игры входят в зал и садятся командами (желательно так, чтобы видеть ведущего).
- Ведущий говорит о том, что все вместе ученики школы, класса и , особенно, актив создают единый коллектив. Часто команде единомышленников приходится брать на себя ответственность за что-либо, за подготовку школьных мероприятий и пр. для того. Для того, чтобы успешно справиться с заданием, процесс подготовки желательно построить в соответствии с технологией коллективного творческого дела (КТД).
Эта технология включает в себя несколько этапов (внимание участников обращается к плакату):
Мозговой штурм. На этом этапе участники «набрасывают» идеи. Главное условие этого этапа заключается в том, что все идеи, без исключения, принимаются без критики.
Принятие решения. Взвесив и обсудив каждую идею, необходимо выбрать лучшую. Главное условие данного этапа – тактичность и доброжелательность.
Распределение обязанностей. Теперь, когда все знают, что надо делать, надо выяснить, кто это будет делать. Главное условие – наличие людей, готовых принимать на себя ответственность за выполнение.
Выполнение принятой программы. Успешность реализации зависит от выполнения такого условия, как умение сотрудничать и четко выполнять необходимые действия.
Анализ результата. Завершив работу, необходимо оценить результаты. И главное умение – умение критически оценить собственную работу.
Но результат работы по технологии КТД во многом зависит от того, какие лидеры есть в классе.
Лидер – это человек, готовый принять на себя ответственность за тот или иной участок коллективного дела.
Можно выделить несколько лидерских позиций:
Лидер – организатор. Умеет спланировать выполнение работы и распределить обязанности между участниками
Лидер критик. Умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив слабые и сильные стороны.
Лидер – интеллектуал. Умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер – исполнитель. Умеет четко и в положенный срок выполнять возложенные на него обязанности.
Эмоциональный лидер. Умеет выстраивать доброжелательные отношения
Лидер – философ (лидер – наставник). Очень опытный лидер. Умеет вовремя вмешаться в ход работы, ненавязчиво подсказать, научить.
Комментарии тренера: - Как часто за лидеров мы принимаем внешне привлекательных, бойких, громких, умеющих распоряжаться и давать приказания. Иногда такие люди мне напоминают мыльный пузырь – копни поглубже - и сдуется. Только бережное, дружеское отношение ко всем членам команды позволит нам раскрыть все грани таланта наших товарищей и способствовать их личностному росту и эффективности в делах.
Я хочу представить вам еще две интересные номинации:
Потенциальный лидер. Тот, кто еще не догадывается, что может быть лидером. Тот, кого не научили быть лидером. Тот, кто не верит в свои силы. Тот, кого коллектив забыл и вытеснил на периферию.
Лидер – дезорганизатор. Разваливает коллективную работу. Это могут быть активные действия. Это может быть стихийный саботаж. Про таких говорят :«Его бы энергию – да в мирных целях». Это тот – в кого когда-то не поверили, не оценили, не протянули дружескую руку.
Эту информацию ведущий также иллюстрирует плакатами либо слайдами мультимедийной презентации.
Для того, чтобы участники усвоили полученную информацию, им предлагается поработать с ней.
Задание первое: в группах подумайте и решите – на каком этапе КТД роль какого лидера становится главенствующей? (время работы 5-10 минут). Далее идет обсуждение, результаты которого могут фиксироваться на плакате «Этапы КТД».
Задание второе: анализ собственной ситуации. Теперь уже каждый ученик получает карточку с надписью «лидер». Тренер просит подумать и написать, роль какого лидера ученик чаще всего принимает на себя в ходе совместной деятельности и организации каких-либо школьных дел. Ребята пишут яркими фломастерами на карточке свою социальную лидерскую позицию. Если она их устраивает, на карточке ставится «+». Если нет, школьник хочет освоить и другие социальные лидерские позиции – ставиться знак «-« (2-3 минуты).
Задание третье: обсудите полученные данные с ребятами своей рабочей группы, прокомментируйте свое согласие или несогласие с выбором ваших друзей. Можете высказать комплименты, пожелания, тактичные рекомендации.
Возможен следующий вариант – ребята подписывают карточки своим именем, оценивают себя и пускают их по кругу. Члены группы ставят на карте точки или небольшие круги по определенной цветовой маркировке. Например: лидер – исполнитель – зеленый цвет, лидер – организатор – синий и т.д. Далее участники, получив свою карточку, анализируют, совпало ли собственное представление о своей роли с оценкой класса.
Третья часть деловой игры.
Анализ поученных результатов. Рефлексия.
Свободная дискуссия на тему:
- Достаточно ли в детском объединении лидеров, готовых брать на себя ответственность за организацию школьных дел?
- А в вашем классе?
- Может ли человек развивать в себе лидерские качества? Какие условия для этого нужны?
- Могут ли люди при желании развивать в себе различные социальные роли (например, быть лидером – организатором и эмоциональным лидером одновременно)? Какие условия нужны для формирования различных социальных ролей личности?
- можем ли мы, по итогам нашей игры сделать вывод - все ребята в Коммунарском движении могут развить в себе лидерские качества и стать активными членами нашего общества. Для этого важны – желание изменить себя и стать лучше, правильная стратегия действий по развитию лидерских способностей, помощь и доброжелательное отношение тех, кто рядом.
Тренер благодарит участников за игру. Мероприятие по желанию можно закончить любым этюдом на развитие положительных эмоций и эмпатии.
Приложение 1.
Деловая игра «Башня из бумаги»
(модифицированный и сокращенный вариант)
Цель: Отработать навыки работы в команде и схемы командного взаимодействия. Выявить роли участников команды. Способствовать сплочению команды. Помочь снять напряжение. Мотивировать участников к совместной деятельности.
Время и варианты: в зависимости от возраста и творческого потенциала участников от 20 до 30 минут.
Инструментарий: - 10 листов бумаги для множительной техники (формат А4 ), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок; 3 видеокамеры (по возможности)
Содержание:
Участники делятся на несколько команд. Каждой команде выдается раздаточный материал .Тренер дает участникам следующую инструкцию: «Вам необходимо построить башню из бумаги с максимальной эффективностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и построение вам дается всего 10 минут. Победит та команда, чья башня будет самой высокой. Построенная башня должна простоять не меньше 1 минуты».
По команде тренера участники начинают строить башню из бумаги. Тренер отмечает время окончания строительства и засекает 1 минуту, которую должна простоять башня, чтобы задание считалось выполненным. После окончания данной контрольной минуты тренер производит замер высоты башни и объявляет команду – победителя. По возможности добровольцы – помощники тренера могут проводить видеосъемку процесса игры каждой команды.
После окончания построения башен проводится разбор видеозаписи выступления каждой команды по очереди, а также структурированное групповое обсуждение по приведенным ниже вопросам.
Как проходило обсуждение выполнения задания?
Как распределились роли в команде?
На что обратили внимание при просмотре видеозаписи?
Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
Что помогало при выполнении задания?
Что мешало?
Как бы вы действовали сейчас?
Что понравилось в действиях команды? Что не понравилось?
Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?
Инструкция (может быть выведена на экран)
Задача
Построить башню с максимальной эффективностью.
Параметры эффективности
Высота башни;
Время
10 минут для обсуждения проекта, 10 минут на строительство башни.
Ресурсы
10 листов бумаги для множительной техники (формат А4), ножницы, малый скотч, хорошо работающий степлер, заправленный целой кассетой скрепок;
Ограничения
Никакой другой материал, кроме того, который распространяется тренером, не может быть использован
Изготовление заготовок не допускается. В момент начала строительства никаких сгибов на листах бумаги быть не должно.
Тренер отвечает за замер времени, затраченного на постройку башни и определение результатов. Строительство начинается по команде тренера независимо от того, готова команда или нет. По завершении строительства необходимо громко и четко проинформировать об этом тренера.
Высота башни измеряется от поверхности, на которой она установлена.
Башня должна быть построена без дополнительной опоры и способна простоять хотя бы 1 минуту после окончания строительства.
Источник: Н.Е. Равикович, Тренинг командообразования. Концепция, диагностические методики, игры. Издательство: Генезис. Серия: Бизнес-психология, 2021г.
Приложение 2
Стимульный материал для создания плакатов или мультимедийных презентаций.
Основные этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела. «Мозговой штурм»: инициирование идеи Принятие решения Распределение обязанностей Выполнение принятой программы Анализ результатов |
Лидер – организатор Умеет спланировать выполнение работы и распределить обязанности между участниками. |
Лидер – критик Умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив слабые и сильные стороны |
Лидер – интеллектуал Умеет продуцировать разные позитивные идеи |
Лидер – исполнитель Умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности |
Лидер эмоциональный Умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе |
Лидер – философ (лидер – наставник) Очень опытный лидер. Умеет вовремя вмешаться в ход работы, ненавязчиво подсказать, научить |
Потенциальный лидер Тот, кто еще не догадывается, что может быть лидером. Тот, кто не верит в свои силы Тот, кого коллектив забыл и вытеснил на периферию |
Лидер – дезорганизатор Разваливает коллективную работу активными действиями или тихим саботажем. Про таких говорят : «Его бы энергию – да в мирных целях». Это тот – в кого когда-то не поверили, не оценили, не протянули дружескую руку. |
Приложение 3
Ф.И. | |
Лидер – организатор | |
Лидер критик | |
Лидер – интеллектуал | |
Лидер – исполнитель | |
Эмоциональный лидер | |
Лидер – философ (лидер – наставник). | |
Потенциальный лидер | |
Лидер – дезорганизатор | |
| |
Ф.И. | |
Лидер – организатор | |
Лидер критик | |
Лидер – интеллектуал | |
Лидер – исполнитель | |
Эмоциональный лидер | |
Лидер – философ (лидер – наставник). | |
Потенциальный лидер | |
Лидер – дезорганизатор | |
| |
Ф.И. | |
Лидер – организатор | |
Лидер критик | |
Лидер – интеллектуал | |
Лидер – исполнитель | |
Эмоциональный лидер | |
Лидер – философ (лидер – наставник). | |
Потенциальный лидер | |
Лидер – дезорганизатор | |
| |
11