Социальный проект «Познание себя через Академию Души»

Социальный проект
«Познание себя через Академию Души»
(учить, значит развивать не только мозги, а ещё обязательно научить быть человеком!)
Участники проекта:
ученики 10В класса 18 человек)
ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
ст. Александрийская
Координатор проекта:
Учитель математики
ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
ст. Александрийская
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….2
Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях………3
Глава 2. Познание себя через Академию Души»………………………... 4
Заключение ………………………………………………………… 6
Список использованной литературы …………………………………6
Введение
Данный проект является одним из способов исправить педагогические ошибки в воспитании осужденных учащихся, совершенные когда-то родителями, школой, обществом.
Основная идея проекта - это реабилитация личности учащегося школы при ИУ средствами воспитания и образования. Это необходимость решать задачи исправления и перевоспитания личности, искореняя антисоциальные установки, вредные привычки и наклонности, формировать у учащихся школы при ИУ стремления к изменению противоправного поведения, чтобы вернуть семье и обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки. Чтобы учащийся, выйдя на свободу, мог принести пользу государству и обществу.
Каждый день педагог школы при ИУ совершает нравственный подвиг, а именно пытается вложить кусочек знаний, души, доброты в очень сложных учеников: взрослых людей, со сложившимися, и порой трагично, судьбами.
Школа в условиях ИУ — одно из важнейших учреждений, участвующих в работе по исправлению и перевоспитанию правонарушителей. Она является главной опорной базой в приобщении осужденных к знаниям и культуре, в формировании патриотизма и гражданского долга. В школе ведущей фигурой в организации воспитательного процесса с правонарушителями, несомненно, является учитель, он же классный руководитель. «Труд учителя тем и ценен и прекрасен, что он формирует самого человека».
Действительно, нелегок труд учителя. Здесь он имеет дело не с ребенком, не с подростком, а со взрослым человеком, правонарушителем, чьи взгляды и устремления безнравственны и порочны, чьи знания обрывочны, в понятиях которого нет четкого раздела между добром и злом. И вот этого человека школа, учителя, классные руководители обязаны не только учить основам наук, а уделять много времени воспитанию.
Главная задача состоит в том, чтобы осужденные, выйдя на свободу, не вступали бы в конфликт с законом, нормально выполняли бы возложенные на них обществом гражданские обязанности, очистить сознание и души правонарушителей от преступной скверны, помочь им обрести подлинно человеческое лицо и занять достойное место в обществе — благородная цель, которую ставит перед собой школа, каждый педагогический коллектив, организуя с осужденными различные воспитательные мероприятия. К формам воздействия следует отнести: лекции и доклады, беседы на общественно-политические, патриотические и морально-эстетические темы, литературные и тематические вечера, читательские конференции, предметные доклады, уроки внеклассного чтения.
Цель проекта: исправить педагогические ошибки в воспитании осужденных учащихся, совершенные когда-то родителями, школой, обществом.
Задачи:
Образовательные: формирование положительного отношения учащихся к учебе, семье, обществу;
Развивающие: развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;
раскрытие индивидуальных качеств личности посредством участия учащихся в творческой жизни коллектива;
Воспитательные: воспитывать уважение к себе, семье, обществу.
Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях
Школы при исправительных учреждениях имеют особый контингент учащихся – это юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных норм общества. Как правило, многие из них имеют травматический опыт получения образования, были выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая степень обученности и воспитанности осужденных, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований.
Моя воспитательная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, вернуть их к спокойному, бесконфликтному восприятию действительности, научить приемам самопознания, самосовершенствования и сформировать потребность в построении новой жизненной траектории.
Воздействием извне человека нельзя «сделать», но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, чем делает его эта деятельность.
\
Глава 2. Проект: Познание себя через Академию Души»
Школы при исправительных учреждениях имеют особый контингент учащихся – это юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных норм общества. Как правило, многие из них имеют травматический опыт получения образования, были выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая степень обученности и воспитанности осужденных, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований.
Моя воспитательная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, вернуть их к спокойному, бесконфликтному восприятию действительности, научить приемам самопознания, самосовершенствования и сформировать потребность в построении новой жизненной траектории.
Воздействием извне человека нельзя «сделать», но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, чем делает его эта деятельность.
Содержание проекта
Ключевыми делами проекта являются следующие традиционные мероприятия, проводимые в различных формах и вариантах:
Для проведения внеклассных мероприятий педколлективу предоставлен специальный день — понедельник.
В этой связи большое внимание мною уделяется воспитанию учащихся в духе патриотизма и гражданского долга.
Лекции и беседы проводятся под такими названиями:
"Доблесть, мужество, слава" конкурсная программа к Дню защитника Отечества
"Под звон мечей" праздник к 23 февраля
«Люди! Покуда сердца стучатся, помните!..» Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника Отечества или Дню Победы
"Непобедимые из сорок первого" литеартурно - музыкальная композиция к Дню Победы
"О том, что дорого и свято..." постановка к Дню Победы
"Память священна..." литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы
В целях привития осужденным чувства гражданского долга и патриотизма, уважения друг к другу мною проводились беседы: «Труд делает человека красивым», «Человек и коллектив», «В чем смысл жизни и счастья человека?», «Каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности». Такие беседы приносят большую пользу, способствуют воспитанию нравственности, стремлению честно искупить свою вину, скорее освободиться, честно жить и трудиться на свободе, не нарушать законы, проявлять чувство любви и патриотизма к людям, к Родине.
В этом учебном году большое внимание уделялось изучению Конституции РФ. «Конституция РФ. Права и обязанности человека»— этой теме был посвящен классный час.
Практика показала, что подобные внеклассные мероприятия положительно влияют на перевоспитание учащихся-осужденных, способствуют достижению положительных результатов в развитии патриотизма и гражданского долга. В этом и есть смысл труда учителя и классного руководителя, что придает силы работать еще лучше по перевоспитанию учащихся-осужденных.
Механизм реализации проекта
Для решения всех задач проекта в классе назначаются ответственные ученики, которые проводят индивидуальную работу, самостоятельно готовятся к предстоящему мероприятию. Моей задачей, как наставника, является оказание помощи ученикам в поиске материала, музыкального сопровождения, содержания мероприятия.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
повышение мотивации к обучению, интереса учащихся к познанию учебного предмета
повышение авторитета школы
развитие личности, способной к самосовершенствованию
уважительное и доброжелательное отношение у осужденных - обучающихся к окружающим
сплочение коллектива школы (учащиеся – учитель-сотрудник).
Проект состоит из нескольких мероприятий (мини- проектов), потребность в которых возникает по ходу работы.
Презентации, доклады, беседы, встречи со священником, психологом в течение года.
Ученики работают над выбранными темами в течение года:
- Познание себя, своей целостной структуры через духовное развитие.
- Счастливы вместе.
- Я и общество.
- Молодость и здоровье в любом возрасте.
- В здоровом теле - здоровый дух.
3. Общешкольные мероприятия
4. Викторины, КВНы, Олимпиады.
5. Праздник День Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»
Заключение
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Результатом воспитания является личностный рост обучающегося. Это те позитивные изменения, произошедшие с учениками в течение учебного года.
Внеклассной работе принадлежит значительное место в исправлении осужденных. Она оказывает положительное влияние на осужденных - обучающихся способствует развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и общения.
Участие учащихся школы в проекте «Познание себя через Академию Души» помогает ученикам познать свой внутренний мир, наладить отношение в коллективе, семье, сформировать осознанное отношение к Отечеству, развивать гражданственность и национальное самосознание.
В процессе этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и общения между ними. В результате ученики не просто приобретают полезную информацию, но и развивают в себе такие качества как уверенность в себе, коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все новые взаимодействия с окружающей действительностью.
Список использованной литературы
Антонян Ю. М., Канунник А. И., Кулинич В. В. Исправление и перевоспитание осужденных, неадаптированных к условиям ИТК: Учеб. пособие. М., 2004.
Г.В. Строева. Педагогические основы самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений.
Исправительная (пенитенциарная педагогика) Учебник / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. - Рязань: РВШ, МВД РФ, 1993.
7
Овсянников Евгений Михайлович