Статья «Познание себя и природы как целостной системы через использование в коррекционной работе метода сказкотерапии»
Ольга Олеговна Данильчук
педагог-психолог, без кв.категории
МАОУ СОШ № 16,
Асбестовский городской округ
Познание себя и природы как целостной системы через использование в коррекционной работе метода сказкотерапии
(из опыта работы)
В современном мире развитие и укрепление психического здоровья детей младшего школьного возраста это проблема, которая требует широких профилактических и психокоррекционных мер в системе образования. Я подумала, что, может быть сказка окажется тем волшебным ресурсом, который сможет помочь в решении данной проблемы.
Изучая влияние сказкотрапевтического метода на развитие личности ребенка, я пришла к выводу о том, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость, прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты, воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу, обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности [2; 4].
Младшему школьнику свойственна высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в ознакомлении с природой, обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов. В процессе активной деятельности младший школьник реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приемы изучения своего окружения [3].
Следовательно, метод сказкотерапии это универсальный способ работы с психологическими проблемами детей младшего школьного возраста, в процессе которого, в рамках совместной работы с детьми, происходит открытие тех знаний, которые живут в душе ребенка, происходит передача опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Так же метод сказкотерапии идеально вписывается в экологический подход, который предполагает «изучение влияния, оказываемого на развитие ребенка как ближайшим социальным окружением, так и более отдаленным – положением детей в обществе и принятым стилем их воспитания, который, в свою очередь, определяется традициями, общей социально-экономической ситуацией, политической системой, ценностями и идеологией общества» [5].
Мною была разработана и реализована групповая сказкотерапевтическая программа по развитию самосознания детей младшего школьного возраста «Путешествие на облачке».
Цель программы: Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование самосознания ребенка.
Основные задачи программы:
Формирование самосознания ребенка.
Стимулирование творческого самовыражения.
Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
Развитие уверенности в себе.
Повышение коммуникативных навыков.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка.
Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе сказкотерапии становится формирование целого ряда качеств личности:
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми [1].
Программа рассчитана на 30 часов, периодичность занятий – 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.
Для успешного проведения занятий предусмотрено наличие следующего оснащения:
Оборудование: столы и стулья по количеству участников, ковер, диван.
Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер (ноутбук).
Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, гуашь, цветная бумага, пластилин, песок (или манка), подносы для песка по количеству участников, маленькие игрушки, сказочные персонажи «пальчикового театра».
Отличительной особенностью разработанной мной программы является использование в работе изготовленных мной кукол для «пальчикового театра». Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный палец. Это как просто отдельные куколки, животные и растения, так и какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых сказок.
Использование «пальчикового театра» в работе с младшими школьниками помогает мне решать ряд очень важных задач:
1.Развивает точность и выразительность, координацию движений. Дети учатся работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2.Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления, повышает усидчивость. Каждый ребенок стремится чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики.
3.Стимулирует развитие мелкой моторики. Играя с пальчиковым театром, дети учатся брать «щепоткой» мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.
4.Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.).
5.Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
6.Формирует творческие способности и артистические умения. Каждый ребенок может придумывать свои сказки и самостоятельно или с группой детей их обыгрывать
Очевидно, что пальчиковый театр не только интересен, но и полезен для детей младшего школьного возраста, так как работа с пальчиковыми куклами способствует развитию необходимых для учебы умений и навыков.
Также мы проигрываем сказки в «песочной терапии», которая была разработана мной и подготовлена своими руками. Кроме того я практикую следующее, бывает, что ребенок справился с заданием быстрее всех, есть немного времени ожидания работы других, я позволяю ему поиграть с песочком.
На всех своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, ароматерапию и методы релаксации.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии мною решались определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка пробуждала детей сопереживать персонажам, в результате чего у них проявлялись новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Дети почувствовали, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир.
После реализации программы мною было отмечено, что дети изменились, они стали более спокойными, усидчивыми, повысился познавательный интерес. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон.
Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Их речь стала понятней и грамотней, они стали свободней выражать свои мысли.
Дети научились социально-приемлемым способом выражать свои эмоции.
Таким образом, мною было изучено практическое применение сказкотерапии в работе педагога-психолога в рамках экологического подхода и сделан вывод о том, что используя сказкотерапию, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Литература:
Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для психокоррекционной работы. М., 2001.
Моисеева, Л.В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2.