Социальное развитие ученика начальной школы
Социальное развитие ученика начальной школы
Проблема: адаптация к социальному миру, его принятие, потребность к изменению социального мира и самого себя.
Задача: социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.
С целью определения воздействия коллектива на социальное развитие ребенка, приведу пример. Сборник Ирины ОНИ «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте».
«Давай – давай, рассказывай».
За пять минут до урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай – давай, расскажи! – подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
Комментарии – Маша Казьмина.
Без шестого чувства – чувства сознательности, совести, жалости – чувства души – очень плохо. Такой человек – человек с каменным сердцем. Он может обидеть товарища и всю жизнь не раскаяться в своем поступке.
Комментарии – Наташа Петрова.
Конечно, и мне приходилось обижаться, но я никогда не обижала других. Шестое чувство – это доброта.
Из всего, вышеперечисленного, следует: социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Педагогические основы социального развития школьника раскрыты в работах С.А. Козловой, которая рассматривает социализацию в триединстве ее проявления: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир, самого себя.
Развитие начального образования – одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе. Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы школьного образования. Начальное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации, стратегии и тактики образовательной деятельности, направленных на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное образование.
Кроме того, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учётом их возможностей и социальной ситуации развития.
Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, образовательные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятием социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка. Поэтому современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности.
На ребенка социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку ребенок - это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.
В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:
1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность ребенка, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.
2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).
3) микросреда - социальное окружение ребенка в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.
Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.
Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее основные параметры среды – отношения, ценности, символы, вещи, предметы.
Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения ребенка к культурным ценностям. Основными линиями социального развития являются: социализация, как процесс приобщения к социальной культуре, обеспечивающей адаптацию в обществе каждого индивида.
ФГОС направлен на решение следующих задач по данному направлению: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; создание качественно новой модели образовательной деятельности образовательного учреждения, ориентированной на социокультурное образование детей.
Социальное развитие школьника в нашей школе – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции и культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Основные направления работы по созданию социокультурного пространства нашего образовательного учреждения направлены на: анализ состояния социокультурной образовательной среды; определение задач деятельности учреждения на основе анализа модели воспитательной его системы; создание программ, планов деятельности организации; проведение социокультурных событий. Механизмом создания социокультурного пространства становится «Событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.
Поэтому важно создать в учебном учреждении такую социокультурную среду, в которой ребенок может полноценно развиваться культурно, духовно, и физически.
Таким образом, в рамках социального контекста развивающая среда – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит развитие личности. В данном случае это среда, которая обеспечивает личностно-ориентированное сопровождение ребенка школьного возраста. Организация социокультурной деятельности в начальной школе должна содержать следующие компоненты: социальный компонент; компонент окружающего микросоциума; пространственно-предметный компонент. При этом деятельность должна разворачиваться при обязательном участии родителей.
Поскольку становление компетентности приходится именно на детей (7-11 лет), возраст учащихся начальных классов, развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована с учетом следующих требований: информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов); наукоемкости; вариативности; сочетания традиционных и новых компонентов; обеспечения составных элементов среды; соотносимости с макро- и микро-пространством деятельности детей; обеспечения комфортности, функциональной надежности и безопасности; соблюдения эстетических и гигиенических требований. Развивающая среда должна выстраиваться с учетом обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.
Основными компонентами организационно-педагогической модели является мотивационно - стимулирующий, педагогический, нормативный, организационный, информативный, содержательный и критериальный.
Заключение
Проведенное исследование показало, что в современной жизни педагогов подводят к необходимости учета возрастающего значения социокультурной деятельности подрастающего поколения. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности со средой может вступить в противоречие, если социокультурная деятельность не становится механизмом формирования необходимых качеств личности.
Литература
1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003.
2. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2001.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.
4. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
5. Лениздат. Социально – коммерческая фирма «Человек» 1991г.