12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Индира Саитова404
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный

«Социально-экологическая составляющая в освоении предмета Технология»


 

Саитова Индира Алиевна

учитель технологии МКОУ СОШ № 4

города Мирного Архангельской области


 


 

Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Наши учащиеся должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции, с экологической точки зрения, должна сводиться к минимальному потреблению материалов и энергии.

Основная моя задача на уроках технологии закрепить в знаниях учеников "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов и разработок, при любом хозяйственном начинании. Поэтому мною выработана целая система обучения при изучении экологических вопросов. Как учитель технологии, я считаю, что проектирование и изготовление новых изделий оказывает непосредственное влияние на становление личности.

Моим ученикам известно, что сложная экологическая ситуация складывается в результате неграмотного хозяйствования, недостатка знаний и потребительского отношения к природным богатствам. И именно поэтому учащиеся на моих уроках выполняют проекты с учетом изученных экологических проблем и возникающим вопросам. Главный принцип моей работы – проектировать и работать наглядно, т.е. на глазах у детей.

Создавая свои проекты, которые объединяют все эти требования, я не только формирую образовательное пространство, оснащая его необходимыми наглядными пособиями, но и создаю социально-экологическую среду в кабинете.

При выполнении экологических проектов ученики рассматривают три основных аспекта:

Во-первых, воздействие на окружающую среду.

Какое воздействие оказывает то или иное изделие - от сырья и изготовления до использования и утилизации? Не выделяются ли при этом токсические вещества? Как вырабатывается и используется энергия?

Во-вторых, рассматривают социальные вопросы.

А нужно ли это изделие вообще? Сделает ли оно жизнь людей лучше? Является ли оно приемлемым с точки зрения культуры людей, которые будут им пользоваться?

В-третьих, экономические вопросы.

Будут ли затрачены лишние средства при изготовлении, использовании и утилизации изделия?

При выполнении проектов я учу ребят разрабатывать изделия, для которых нужно меньшее количество материалов, меньше энергии и для которых имеется сырьё: вторичное использование материалов, а также бросовый и природный материал.

Все эти вопросы являются нравственными. Производя новый продукт, чаще думают о прибыли, а нужно задуматься, как продукт повлияет на окружающую среду и на жизнь людей. Именно тогда производитель занимает нравственную позицию. Ответственный производитель попытается сделать так, чтобы продукт мог оказывать как положительное влияние в будущем, так и удовлетворять потребности людей.

Природа не может справиться с ситуацией, когда её ресурсы расходуются быстрее, чем восстанавливаются.

Природа не может справиться со скоростью накопления отходов, особенно тех, которые плохо распадаются.

Природе надо позволить расти как качественно, так и количественно.

В идеальном мире люди будут делиться ресурсами и эффективно их использовать так, чтобы удовлетворять потребности как нынешних, так и будущих поколений.

Поэтому, при выполнении проектов, мои учащиеся проводят исследовательскую работу по выбору материалов для выполнения изделий.

На основе полученных знаний учащимися 8-х классов были выполнены проекты, которые рассматривают альтернативные источники энергии, а также различные устройства и механизмы, которые могут использовать альтернативную энергию. С данными проектами учащиеся участвовали в олимпиаде на муниципальном, а победитель на региональном уровне олимпиады по технологии.

Технологическое образование – это не то же самое, что и техническое образование. Технология значительно шире: она требует понимания, как технических вопросов, так и того, зачем нужны какие-то вещи, что именно нужно, а также понимания эстетической стороны и ценностей, лежащих в основе создания любого изделия. А это, в свою очередь, требует понимания воздействия этого изделия на окружающую среду и на социальные и экономические факторы.

Безусловно, ученики лучше понимают эти вопросы по мере того, как они взрослеют. Учащихся целесообразно научить задумываться о влиянии своих и чужих изделий на окружающую среду. Здесь мне очень помогают родители, которые оказывают поддержку и, скажу больше – они восхищаются способностью и творчеством своих детей.

Если наши ученики будут задумываться над этими вопросами, они станут лучше, и как дизайнеры и как изготовители. Они также станут более информированными гражданами, создадут образованное и интеллигентное общество, которое будет способно достойно и уверенно вступить в будущее. Мои ребята точно знают, что общество, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.

Мы живём в богатейшем лесном районе нашей страны, и я постоянно делаю акцент на этой части изучения материала на уроках: «Лес – главное богатство Севера России. Архангельская область – один из наиболее лесистых районов России. Леса области занимают площадь 29,6 млн. га. Запасы в лесах оцениваются в 2,4 млрд. кубических метров. Преобладающим типом растительности являются хвойные леса, занимающие 82,6 лесопокрытой площади»…

Когда учащиеся слышат такие данные, я вижу в их глазах гордость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Но ведь есть и другая сторона – вырубка леса. Способы заготовки древесины оказывают негативное влияние на лесные ресурсы, как в Архангельской области, так и в целом по стране. Каждый из нас знает, что лес во многом определяет существование самой жизни на нашей планете. И когда, я рассказываю своим учащимся о том, что с 1 га соснового или елового леса вырабатывается за сутки столько же кислорода, сколько необходимо для дыхания 200 человек, то они удивляются и понимают, почему я учу их бережному и рациональному отношению к нашему рабочему материалу – древесине. Да, конечно, в масштабах школьной мастерской экологическую и экономическую проблему по рациональному использованию лесных ресурсов не решить, но если каждый школьник проникнется этой проблемой, то мы вырастим достойное поколение.Я уверена, что не зря провожу такие занятия и выполняю такие работы, если в ближайшем будущем каждый мой ученик будет знать, что прежде чем так легко и просто спилить дерево или, например, ёлку под Новый год, надо сначала посадить хотя бы два-три саженца и, тем самым, восполнить ущерб, нанесённый природе.

Каждый год, на радость школьникам при входе в школу устанавливают высокую красавицу ёлку. Раньше, после праздничных дней, её просто выбрасывали. Но с тех пор, как я работаю в школе, такого не бывает. Распилив ствол на множество кряжей, я стараюсь использовать весь материал для работ в мастерской, тем самым, приучаю моих мальчишек бережному отношению к материалу. Попросту говоря, мы даём дереву вторую жизнь. Эта древесина используется мной для изготовления образцов для лабораторно-практических работ по строению древесины, определению её физико-механических свойств, рассмотрению и изучению основных и характерных пороков древесины. Это бесценный материал!

Мною разработан и выполнен проект по оформлению кабинета стендами - декоративными рамками для инструкций и информационных сведений для учащихся. Всего таких рамок в кабинете 12 штук. Достигнуто главное к чему я стремилась – все инструкции аккуратно, в едином стиле, расположены по школьной мастерской. Одновременно, это наглядные пособия по изготовлению изделий из бросового материала (спилы древесины, отходы фанеры, ДВП и других материалов) – это обеспечивает полное представление о рациональном использовании древесины. Экологическая проблема, решаемая даже в таких малых масштабах, на уровне учебных пособий для школьников, думаю необходима. Всё начинается с малого, а затем оборачивается большими масштабами.


 

Выполнение работы (поэтапно)

t1591255403aa.jpg

Распилы отшлифованы и на подложке, чтобы можно было свободно вставить стекло и печатные материалы, приклеены к основе рамки экологически чистым клеем ПВА «Столяр». Так как текстура фанеры светлая и маловыразительная, при отделке использованы натуральные и безопасные для здоровья красители. На своих уроках, для имитации ценных пород и тонирования древесины, я учу ребят применять такие красители, как водный раствор марганца, крепкий водный настой чая, овощные соки. Лакирование работ в школьной мастерской производится акриловым лаком, что также абсолютно безвредно для здоровья и окружающей среды.

t1591255403ab.jpg

t1591255403ac.jpg


 


 


 

t1591255403ad.jpg


 


 


 

t1591255403ae.jpg


 


 


 


 

t1591255403af.jpg


 

t1591255403ag.jpg


 

t1591255403ah.jpg


 


 

t1591255403ai.jpg


 


 

t1591255403aj.jpg

Одним из положительных результатов своей работы могу считать такой случай. В нашем городе сейчас ведутся дорожные работы и, видимо, по необходимости расширения дорог, спилено очень много деревьев. И вот приходят мои пятиклассники на урок и сообщают мне, что они решили посчитать по годовым кольцам возраст одной из спиленных сосен, и возмущённо говорят: «Только представьте, возраст этой сосны приблизительно 73 года, а её просто взяли и спилили! Потому что машины негде у магазина поставить! Так сколько же надо ждать, пока вырастут новые? А ведь их, между прочим, пока ещё и не посадили! Как же так можно? А кислород, а тень, а красота на улице города?!».

После таких рассуждений, я уверена, что мой труд не напрасен и мои ученики вырастут грамотными и экоответственными гражданами своей Родины.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.