ПОКА МЫ ДЫШИМ , МЫ ЖИВЕМ
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и функциях дыхательной системы
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях дыхательной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функций дыхательной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»
1.Вдох длиннее выдоха ( нет)
2.Левое легкое больше правого ( нет, правое)
3.Площадь слизистой оболочки носа всего 12 квадратных сантиметров
4.Клеточное дыхание происходит в митохондриях клетки
5.Легкие потребляют для своих нужд до 20% кислорода крови
6.Площадь легких в 50 раз больше поверхности тела человека
7.На развитие гортани влияют половые гормоны
8.У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела
9.После глубоких вдохов-выдохов может наступить остановка дыхания
10.Давление в плевральной щели равно атмосферному ( нет, всегда ниже)
11.Кожа спины, груди и живота с единицы площади поглощает больше кислорода, чем такая же площадь легких
12.Доля участия кожи в общем дыхательном балансе по сравнению с легкими ничтожна
13.Электрические скаты Южной Америки обогащают воду кислородом
14.Избыток кислорода в атмосфере вреден для растений
15.Человек может погибнуть от кислородного отравления
Конкурс «Подсказка»
Вопрос о необычной связи дыхания и финансов
Японские ныряльщицы за жемчугом именно за это получают свое вознаграждение
Чем дольше будет это, тем выше зарплата
Главная причина высокой оплаты не количество жемчужниц, а важное умение. Какое? ( задержка дыхания)
Вопрос о регуляции дыхания
Эти два газа, содержащиеся в крови, участвуют в регуляции дыхательных движений
На один из них реагируют рецепторы, расположенные в дуге аорты, а на второй – хеморецепторы, расположенные в дыхательном центре
Оба газа являются участниками процесса дыхания и горения
( углекислый газ и кислород)
Вопрос о неустанном страже
В определенный момент он может перемещаться и изменять свое положение
Он не мешает передвижению по дыхательным путям воздуху.
И лишь своим многословием мы можем помешать ему выполнить его функцию
( надгортанник)
Вопрос о том, что изменяет вдыхаемый воздух
Это то, что очищает, увлажняет и обеззараживает вдыхаемый воздух
Образуется в дыхательных путях постоянно, особенно много этого выделяется в верхних дыхательных путях
И особенно много этого выделяется при насморке
( слизь)
С этим предметом можно сравнить человека
Для того, чтобы он оправдывал свое функциональное назначение – давал свет-, ему надо то, что требуется и нам - кислород
Когда этот предмет функционирует, он становится заметным в темноте и она отступает
Сравнивают его с человеком потому, что для его функционирования и жизни человека нужен кислород
( свеча)
Конкурс -кроссворд "Угадай науку"
Кроссворд "Дыхание"
DOCX / 18.11 Кб
Конкурс «Биоаукцион»
1.Вопрос, имеющий отношение к криминалистике
Это орган, по которому криминалисты могут узнать, как погиб человек – утонул в воде или в воду попал уже мертвым. Для этого орган помещают в воду и потому, что происходит, становится все ясно. Этот орган или тонет , или нет. Почему тонет или нет?
( у утонувшего человека в легких вода, поэтому они тонут)
2.Вопрос о том, что можно делать с закрытыми губами
В древности этих людей побаивались, так как считали, что в их внутренности вселились демоны. Механизм этого явления, которое происходит у нас с открытыми губами, а у некоторых людей и с закрытыми глазами, связан с дыхательной системой.Что же могут делать отдельные люди с закрытыми губами и как это называется?
( могут говорить, это чревовещание)
3.Вопрос о газе, который препятствовал изучению морских глубин
Кессонная болезнь – это болезнь водолазов. Признаки этой болезни проявлялись при быстром подъеме водолазов с большой глубины. При этом в кровеносных сосудах,суставах и спинном мозге появлялись пузырьки газа, который при нормальном давлении растворяется в крови и в тканях. Что же это за газ?
( азот)
4.Вопрос о животных, у которых кровь не имеет отношения к дыханию
Эти животные известны всем. Но не все знают их одну интересную особенность – их кровь не переносит газов, а дыхание у них происходит. Мельчайшие трубочки пронизывают все тело и доставляют кислород прямо к клеткам. Какие животные обзавелись такими органами дыхания?
( насекомые, их органы дыхания – трахеи)
5.Вопрос о том, что невероятно, но это факт
Если во вдыхаемом воздухе возникает избыток этого газа, то возникает отравление человека. Если давать человеку дышать только этим газом, то он погибнет от пневмонии и смерть наступит именно из-за недостатка этого газа. Какого?
( кислорода)
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.