12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11310
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ПОКА МЫ ДЫШИМ , МЫ ЖИВЕМ

 

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и функциях дыхательной системы

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях дыхательной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функций дыхательной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

                                                      Ход игры.

          Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»

1.Вдох длиннее выдоха ( нет)

2.Левое легкое больше правого ( нет, правое)

3.Площадь слизистой оболочки носа всего 12 квадратных сантиметров

4.Клеточное дыхание происходит в митохондриях клетки

5.Легкие потребляют для своих нужд до 20% кислорода крови

6.Площадь легких в 50 раз больше поверхности тела человека

7.На развитие гортани влияют половые гормоны

8.У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела

9.После глубоких вдохов-выдохов может наступить остановка дыхания

10.Давление в плевральной щели равно атмосферному ( нет, всегда ниже)

11.Кожа спины, груди и живота с единицы площади поглощает больше кислорода, чем такая же площадь легких

12.Доля участия кожи в общем дыхательном балансе по сравнению с легкими ничтожна

13.Электрические скаты Южной Америки обогащают воду кислородом

14.Избыток кислорода в атмосфере вреден для растений

15.Человек может погибнуть от кислородного отравления

Конкурс «Подсказка»

Вопрос о необычной связи дыхания и финансов

Японские ныряльщицы за жемчугом именно за это получают свое вознаграждение

Чем дольше будет это, тем выше зарплата

Главная причина высокой оплаты не количество жемчужниц, а важное умение. Какое?                                                            ( задержка дыхания)

Вопрос о регуляции дыхания

Эти два газа, содержащиеся в крови, участвуют в регуляции дыхательных движений

На один из них реагируют рецепторы, расположенные в дуге аорты, а на второй – хеморецепторы, расположенные в дыхательном центре

Оба газа являются участниками процесса дыхания и горения

                                                                   ( углекислый газ и кислород)

Вопрос о неустанном страже

В определенный момент он может перемещаться и изменять свое положение

Он не мешает передвижению по дыхательным путям воздуху.

И лишь своим многословием мы можем помешать ему выполнить его функцию

                                                                 ( надгортанник)

 

Вопрос о том, что изменяет вдыхаемый воздух

Это то, что очищает, увлажняет и обеззараживает вдыхаемый воздух

Образуется в дыхательных путях постоянно, особенно много этого выделяется в верхних дыхательных путях

И особенно много этого выделяется при насморке

                                                                ( слизь)

 

С этим предметом можно сравнить человека

Для того, чтобы он оправдывал свое функциональное назначение – давал свет-, ему надо то, что требуется и нам - кислород

Когда этот предмет функционирует, он становится заметным в темноте и она отступает

Сравнивают его с человеком потому, что для его функционирования и жизни человека нужен кислород

                                                               ( свеча)

Конкурс -кроссворд  "Угадай науку"



Кроссворд "Дыхание"
DOCX / 18.11 Кб

Конкурс «Биоаукцион»

           1.Вопрос, имеющий отношение к криминалистике

Это орган, по которому криминалисты могут узнать, как погиб человек – утонул в воде или в воду попал уже мертвым. Для этого орган помещают в воду и потому, что происходит, становится все ясно. Этот орган или тонет , или нет. Почему тонет или нет?

                                                ( у утонувшего человека в легких вода, поэтому они                                                         тонут)

           2.Вопрос о том, что можно делать с закрытыми губами

В древности этих людей побаивались, так как считали, что в их внутренности вселились демоны. Механизм этого явления, которое происходит у нас с открытыми губами, а у некоторых людей и с закрытыми глазами, связан с дыхательной системой.Что же могут делать отдельные люди с закрытыми губами и как это называется?

                                              ( могут говорить, это чревовещание)

          3.Вопрос о газе, который препятствовал изучению морских глубин

Кессонная болезнь – это болезнь водолазов. Признаки этой болезни проявлялись при быстром подъеме водолазов с большой глубины. При этом в кровеносных сосудах,суставах и спинном мозге появлялись пузырьки газа, который при нормальном давлении растворяется в крови и в тканях. Что же это за газ?

                                              ( азот)

           4.Вопрос о животных, у которых кровь не имеет отношения к дыханию

Эти животные известны всем. Но не все знают их одну интересную особенность – их кровь не переносит газов, а дыхание у них происходит. Мельчайшие трубочки пронизывают все тело и доставляют кислород прямо к клеткам. Какие животные обзавелись такими органами дыхания?

                                             ( насекомые, их органы дыхания – трахеи)

           5.Вопрос о том, что невероятно, но это факт

Если во вдыхаемом воздухе возникает избыток этого газа, то возникает отравление человека. Если давать человеку дышать только этим газом, то он погибнет от пневмонии и смерть наступит именно из-за недостатка этого газа. Какого?

                                            ( кислорода)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.