Совершенствование диалогической речи на уроках русского языка как средство формирования культуры общения младших школьников.
Совершенствование диалогической речи на уроках русского языка как средство формирования культуры общения младших школьников
Короткова Анастасия Алексеевна.
Студентка 4 курса.
Специальность 44.02.02, «Преподавание в начальных классах».
ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1».
Аннотация: статья посвящена совершенствованию диалогической речи на уроках русского языка и формированию культуры общения младших школьников. В статье представлен анализ опроса среди учащихся 4 класса по выявлению уровня развития диалогической речи и речевого этикета. Диалогическая речь как составная часть культуры общения является неотъемлемой частью жизни младших школьников. От того, насколько хорошо развита диалогическая речь обучающего, зависят его коммуникативные навыки.
Ключевые слова: диалогическая речь, культура общения, диалог, урок русского языка, совершенствование диалогической речи.
Важное место в системе работы педагога занимает развитие коммуникативных навыков школьников. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д.
Немаловажную роль в этом вопросе играет формирование культуры общения у младших школьников. Культура общения – это система норм, ценностей, потребностей, реализуемая во взаимодействии школьника со сверстниками, учителями, родителями при обмене содержательным, эмоциональным и ценностным опытом, организации совместной деятельности и формировании отношений. В соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО, целями ФРП «Русский язык» в начальной школе должны появиться уроки общения, т.к. диалогическая речь представлена в основном в устной форме.
Культура общения – это элемент культуры личности, проявляющийся в межличностном взаимодействии [3, с.76]. Теснее всего она связана с такими факторами как система ценностей, стереотипов, моральных и нравственных установок, характерных как для отдельной личности, так и для всего общества в целом [3, с. 156]. Особое внимание в процессе формирования культуры речевого общения у младших школьников уделяется вежливости [1, с. 131]
В Федеральной рабочей программе Русский язык особое место занимает раздел «Развитие речи». Работа по формированию культуры общения младших школьников в настоящее время является одним из наиболее важных моментов в работе учителя начальных классов [5].
Культуру общения нельзя развивать без диалогового общения. Диалог является речевым взаимодействием, сутью которого является обмен участниками процесса общения взаимообусловленными репликами в рамках определённых коммуникативных ситуаций.
Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что младшие школьники неоднозначно понимают, что такое диалог, а именно то, как он строится, каковы правила участия в нем. Именно поэтому необходимо подбирать к уроку задания, связанные с ведением диалога, построением предложений. Формирование умения вести учебный диалог в начальной школе происходит постепенно.
Любой урок, в том числе, и русского языка, – это процесс речевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, который включает обмен знаниями, суждениями, представлениями об изучаемых объектах; определенные деловые (учебные) и личностные взаимодействия и взаимоотношения; восприятие и выражение различных отношений, переживаний, познавательных эмоций.
В соответствии с темой была организована деятельность по подбору педагогического инструментария и предоставлению материалов по проведенному исследованию уровня сформированности диалогической речи младших школьников.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №30 г. Нижний Тагил, в 4 классе. В диагностике приняли участие 22 учащихся.
В процессе диагностики учащимся были предложены различные речевые ситуации, на которые было необходимо дать развернутый ответ с использованием вежливых слов
Для проведения исследования была выбрана «Диагностика уровня сформированности речевого этикета и диалогической речи младших школьников по методике А.В. Чулковой» [4].
Цель – выявить уровень развития речевого этикета, словарного запаса и умения вести диалог.
Учащимся предлагалось 6 речевых ситуаций, на которые они должны были дать ответ в письменном виде. Речевые ситуации включали в себя взаимодействие с учителем, со сверстниками. Учащимся было необходимо внимательно прочитать речевую ситуацию, проанализировать её и сформулировать подходящий ответ. От уровня словарного запаса и развития речевого этикета зависели и ответы обучающихся.
Проведение диагностики позволило выявить учащихся с различным уровнем сформированности диалогической речи: высокий уровень развития речевого этикета и сформированности диалогической речи младших школьников выявлено у 11 обучающихся, что составляет 50% от общего количества обучающихся. Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова и фразы «извините», «скажите, пожалуйста».
Средний уровень развития был выявлен аналогично высокому – у 11 человек, что составляет 50% от общего количества обучающихся. Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.
Низкий уровень развития сформированности диалогической речи не был выявлен.
Опираясь на полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что половина класса имеют высокий уровень сформированности диалогической речи и речевого этикета, а вторая половина – средний уровень. Для повышения данного уровня учителю необходимо уделять особое внимание устным ответам на уроках русского языка, чаще вести диалог с учащимися во время образовательного процесса, а также для уроков русского языка подбирать задания с различными речевыми ситуациями, работой с синонимами.
Диалог – это сложнейший механизм, без которого людям в достаточной мере было бы тяжело осуществлять простейшие межличностные взаимодействия. Сам же учащийся выступает активным участником общественной жизни, и диалог, как вид речевого взаимодействия, является его спутником на протяжении всего жизненного пути. В диалоге участие принимают два субъекта и достаточно важно донести свою мысль так, чтобы собеседник смог понять её, а для этого достаточно важным умением является правильное построение диалога, уместного использование различных речевых оборотов, фразеологизмов и т. д.
Правила ведения диалога опосредованы моральными и речевыми нормами. Поскольку диалог – это смена высказываний, связанных между собой одной темой, то вполне понятна целесообразность таких правил как: соблюдение очередности в разговоре; выслушивание собеседника, не перебивая; поддержание общей темы разговора. Нередко в диалоге жесты или мимика заменяют словесную реплику, отсюда возникает еще одно правило ведения диалога: смотреть собеседнику в глаза или лицо. Участие в диалоге предполагает соблюдение главного правила: проявить уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.
Культура общения затрагивает большое количество сфер жизни младшего школьника и является немаловажной в процессе обучения в начальной школе. От уровня развития культуры общения зависит умение взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать прочные взаимоотношения и продвигаться по карьерной лестнице в будущем. Работа по формированию культуры общения младших школьников в настоящее время является одним из наиболее важных моментов в работе учителя начальных классов. Чтобы способствовать совершенствованию диалогической речи на уроках русского языка как средству формирования культуры общения младших школьников, необходимо подбирать соответствующие задания и уделять достаточное количество внимания на уроке.
М.И. Кузнецова и В.Ю. Романова предлагают учителю начальных классов воспользоваться следующими методами формирования диалогического взаимодействия учеников:
1. Анализ речевых ситуаций с разным статусом участников (знакомые взрослые, незнакомые взрослые, ровесники, маленькие дети).
2. Конструирование реплик при обсуждении того или иного вопроса (вопрос/ответ, объяснение, комментарий, доказательство).
3. Разыгрывание диалогов на близкие и интересные младшим школьникам темы и т.д. [2, с.77].
Пример задания на совершенствование диалогической речи: проанализируйте текст и подумайте, понятны ли высказывания собеседникам и почему.
– Ребята, сегодня будем делать аппликацию «Лес осенью» из цветной бумаги. Фантазируйте, изображайте по вашему желанию, что вы любите в осеннем лесу или в парке.
– Вот здорово! Интересно!
– У меня семейка лисичек. Они такие красивые и вкусные! Можно мне
оранжевую?
– А у меня кисти рябины. Дайте скорее красную!
– На моей аппликации будет березовая роща. Мне, пожалуйста, желтую.
– Можно мне золотую?!
– А мне, пожалуйста, фиолетовую!
– Я возьму коричневую для шляпок белых грибов. Мы собирали
с бабушкой!
Процесс становления этого умения долгий и постепенный, и совершенно недопустимо в начальной школе «рапортовать» о полной готовности вести учебное обсуждение. Напротив, необходимо систематически и вдумчиво работать над каждым структурным элементом диалога, что и будет способствовать формированию культуры общения младших школьников.
Список литературы:
Балакай А. Г. Русский речевой этикет. Особенности, сфера применения / А. Г. Балакай. – Новокузнецк : НГПИ, 2012. – 196 с. (дата обращения:27.11.2024)
Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / [Н.Ф. Виноградова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 292 с. (дата обращения: 27.11.2024)
Романова Н. Н. Словарь. Культура речевого общения /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – Москва: Флинта, Наука, 2009. – 304 с. (дата обращения: 27.11.2024)
Статья «Диагностика связной диалогической речи по методике А.В. Чулковой» – URL: https://infourok.ru/statya-diagnostika-svyaznoj -dialogicheskoj-rechi-po-metodike-a-v-chulkovoj-6757918.html (Дата обращения 27.11.2024).
Федеральная рабочая программа начального общего образования Русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций).– Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. –110 с. (дата обращения: 27.11.2024)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021 г., № 286. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения: 27.11.2024).