Совершенствование диалогической речи на уроках русского языка как средство формирования культуры общения младших школьников.

0
0
Материал опубликован 27 November

Совершенствование диалогической речи на уроках русского языка как средство формирования культуры общения младших школьников

Короткова Анастасия Алексеевна.

Студентка 4 курса.

Специальность 44.02.02, «Преподавание в начальных классах».

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1».

Аннотация: статья посвящена совершенствованию диалогической речи на уроках русского языка и формированию культуры общения младших школьников. В статье представлен анализ опроса среди учащихся 4 класса по выявлению уровня развития диалогической речи и речевого этикета. Диалогическая речь как составная часть культуры общения является неотъемлемой частью жизни младших школьников. От того, насколько хорошо развита диалогическая речь обучающего, зависят его коммуникативные навыки.

Ключевые слова: диалогическая речь, культура общения, диалог, урок русского языка, совершенствование диалогической речи.

Важное место в системе работы педагога занимает развитие коммуникативных навыков школьников. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д.

Немаловажную роль в этом вопросе играет формирование культуры общения у младших школьников. Культура общения – это система норм, ценностей, потребностей, реализуемая во взаимодействии школьника со сверстниками, учителями, родителями при обмене содержательным, эмоциональным и ценностным опытом, организации совместной деятельности и формировании отношений. В соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО, целями ФРП «Русский язык» в начальной школе должны появиться уроки общения, т.к. диалогическая речь представлена в основном в устной форме.

Культура общения – это элемент культуры личности, проявляющийся в межличностном взаимодействии [3, с.76]. Теснее всего она связана с такими факторами как система ценностей, стереотипов, моральных и нравственных установок, характерных как для отдельной личности, так и для всего общества в целом [3, с. 156]. Особое внимание в процессе формирования культуры речевого общения у младших школьников уделяется вежливости [1, с. 131]

В Федеральной рабочей программе Русский язык особое место занимает раздел «Развитие речи». Работа по формированию культуры общения младших школьников в настоящее время является одним из наиболее важных моментов в работе учителя начальных классов [5].

Культуру общения нельзя развивать без диалогового общения. Диалог является речевым взаимодействием, сутью которого является обмен участниками процесса общения взаимообусловленными репликами в рамках определённых коммуникативных ситуаций.

Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что младшие школьники неоднозначно понимают, что такое диалог, а именно то, как он строится, каковы правила участия в нем. Именно поэтому необходимо подбирать к уроку задания, связанные с ведением диалога, построением предложений. Формирование умения вести учебный диалог в начальной школе происходит постепенно.

Любой урок, в том числе, и русского языка, – это процесс речевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, который включает обмен знаниями, суждениями, представлениями об изучаемых объектах; определенные деловые (учебные) и личностные взаимодействия и взаимоотношения; восприятие и выражение различных отношений, переживаний, познавательных эмоций.

В соответствии с темой была организована деятельность по подбору педагогического инструментария и предоставлению материалов по проведенному исследованию уровня сформированности диалогической речи младших школьников.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №30 г. Нижний Тагил, в 4 классе. В диагностике приняли участие 22 учащихся.

В процессе диагностики учащимся были предложены различные речевые ситуации, на которые было необходимо дать развернутый ответ с использованием вежливых слов

Для проведения исследования была выбрана «Диагностика уровня сформированности речевого этикета и диалогической речи младших школьников по методике А.В. Чулковой» [4].

Цель – выявить уровень развития речевого этикета, словарного запаса и умения вести диалог.

Учащимся предлагалось 6 речевых ситуаций, на которые они должны были дать ответ в письменном виде. Речевые ситуации включали в себя взаимодействие с учителем, со сверстниками. Учащимся было необходимо внимательно прочитать речевую ситуацию, проанализировать её и сформулировать подходящий ответ. От уровня словарного запаса и развития речевого этикета зависели и ответы обучающихся.

Проведение диагностики позволило выявить учащихся с различным уровнем сформированности диалогической речи: высокий уровень развития речевого этикета и сформированности диалогической речи младших школьников выявлено у 11 обучающихся, что составляет 50% от общего количества обучающихся. Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова и фразы «извините», «скажите, пожалуйста».

Средний уровень развития был выявлен аналогично высокому – у 11 человек, что составляет 50% от общего количества обучающихся. Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.

Низкий уровень развития сформированности диалогической речи не был выявлен.

Опираясь на полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что половина класса имеют высокий уровень сформированности диалогической речи и речевого этикета, а вторая половина – средний уровень. Для повышения данного уровня учителю необходимо уделять особое внимание устным ответам на уроках русского языка, чаще вести диалог с учащимися во время образовательного процесса, а также для уроков русского языка подбирать задания с различными речевыми ситуациями, работой с синонимами.

Диалог – это сложнейший механизм, без которого людям в достаточной мере было бы тяжело осуществлять простейшие межличностные взаимодействия. Сам же учащийся выступает активным участником общественной жизни, и диалог, как вид речевого взаимодействия, является его спутником на протяжении всего жизненного пути. В диалоге участие принимают два субъекта и достаточно важно донести свою мысль так, чтобы собеседник смог понять её, а для этого достаточно важным умением является правильное построение диалога, уместного использование различных речевых оборотов, фразеологизмов и т. д.

Правила ведения диалога опосредованы моральными и речевыми нормами. Поскольку диалог – это смена высказываний, связанных между собой одной темой, то вполне понятна целесообразность таких правил как: соблюдение очередности в разговоре; выслушивание собеседника, не перебивая; поддержание общей темы разговора. Нередко в диалоге жесты или мимика заменяют словесную реплику, отсюда возникает еще одно правило ведения диалога: смотреть собеседнику в глаза или лицо. Участие в диалоге предполагает соблюдение главного правила: проявить уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Культура общения затрагивает большое количество сфер жизни младшего школьника и является немаловажной в процессе обучения в начальной школе. От уровня развития культуры общения зависит умение взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать прочные взаимоотношения и продвигаться по карьерной лестнице в будущем. Работа по формированию культуры общения младших школьников в настоящее время является одним из наиболее важных моментов в работе учителя начальных классов. Чтобы способствовать совершенствованию диалогической речи на уроках русского языка как средству формирования культуры общения младших школьников, необходимо подбирать соответствующие задания и уделять достаточное количество внимания на уроке.

М.И. Кузнецова и В.Ю. Романова предлагают учителю начальных классов воспользоваться следующими методами формирования диалогического взаимодействия учеников:

1. Анализ речевых ситуаций с разным статусом участников (знакомые взрослые, незнакомые взрослые, ровесники, маленькие дети).

2. Конструирование реплик при обсуждении того или иного вопроса (вопрос/ответ, объяснение, комментарий, доказательство).

3. Разыгрывание диалогов на близкие и интересные младшим школьникам темы и т.д. [2, с.77].

Пример задания на совершенствование диалогической речи: проанализируйте текст и подумайте, понятны ли высказывания собеседникам и почему.

Ребята, сегодня будем делать аппликацию «Лес осенью» из цветной бумаги. Фантазируйте, изображайте по вашему желанию, что вы любите в осеннем лесу или в парке.

Вот здорово! Интересно!

У меня семейка лисичек. Они такие красивые и вкусные! Можно мне

оранжевую?

А у меня кисти рябины. Дайте скорее красную!

На моей аппликации будет березовая роща. Мне, пожалуйста, желтую.

Можно мне золотую?!

А мне, пожалуйста, фиолетовую!

Я возьму коричневую для шляпок белых грибов. Мы собирали

с бабушкой!

Процесс становления этого умения долгий и постепенный, и совершенно недопустимо в начальной школе «рапортовать» о полной готовности вести учебное обсуждение. Напротив, необходимо систематически и вдумчиво работать над каждым структурным элементом диалога, что и будет способствовать формированию культуры общения младших школьников.

Список литературы:

Балакай А. Г. Русский речевой этикет. Особенности, сфера применения / А. Г. Балакай. – Новокузнецк : НГПИ, 2012. – 196 с. (дата обращения:27.11.2024)

Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / [Н.Ф. Виноградова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 292 с. (дата обращения: 27.11.2024)

Романова Н. Н. Словарь. Культура речевого общения /Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. – Москва: Флинта, Наука, 2009. – 304 с. (дата обращения: 27.11.2024)

Статья «Диагностика связной диалогической речи по методике А.В. Чулковой» – URL: https://infourok.ru/statya-diagnostika-svyaznoj -dialogicheskoj-rechi-po-metodike-a-v-chulkovoj-6757918.html (Дата обращения 27.11.2024).

Федеральная рабочая программа начального общего образования Русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций).– Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. –110 с. (дата обращения: 27.11.2024)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021 г., № 286. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения: 27.11.2024).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации