Пластилинография как средство формирования звуковой культуры речи детей

9
0
Материал опубликован 4 July 2022

Статья на конкурс «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения.»

«Пластилинография как средство формирования звуковой культуры речи ребенка»

Учитель-логопед Ибрагимова Насиба Исмаиловна.

Аннотация.

В данной статье представлена траектория использования современной технологии обучения-пластилинографии в работе учителя-логопеда.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в профессиональной деятельности.Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.В современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:

1.Нейропсихологические технологии

2.Кинезитерапия

3.Гидрогимнастика

4.Фитотерапия

5.Музыкотерапия

6.Сказкотерапия

7.Пластилинография

8.Песочная терапия и др.

Почему я остановила свой выбор на пластилинографии? Для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. «Рука-это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», -писал Кант.Пластилинография-это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:» графия»-значит создавать, изображать, а «пластилин»-материал, используемый в работе.В пластилинографии существует несколько направлений:

1.Прямая пластилинография.

2.Обратная пластилинография(витражная)

3.Контурная

4.Многослойная

5.Модульная

6.Мозаичная

Применяя данную инновационную технологию, мы решаем сразу несколько задач:

1.Развитие координации движения рук, мелкой моторики.

2.Формирование познавательной активности

3.Развитие творчества, пространственного мышления, понятия о цвете, форме предметов.

4.Освоение новых приемов(скатывание,надавливание,размазывание,примазывание,сглаживание) и создание с их помощью сюжетных картин.

5.Ознакомление с окружающим миром.

6.Формирование и коррекция звуковой культуры речи

Для того,чтобы более эффективно работать в этом направлении я разработала  программу дополнительного образования "Увлекательная пластилинография"(файл прикреплен).Эта программа ориентирована как на учащихся младшего школьного возраста так и для детей,имеющих нарушения речи.Учитель в новых современных подходах в образовании может моделировать учебную программу под  определенные цели и задачи.Для того чтобы работать с детьми по  данной технологии я разделила занятия по тематическим циклам:

1.Контурная пластилинография

2.Мозаичная пластилинография

3.Картины в модульной технике

4.Фактурная пластилинографич

Например, изучаем тему:"Флора"из тематического цикла «Контурная пластилинография» . Дети рассматривают иллюстрации по теме:" Цветы", уточняют строение цветов (корень, стебель., лист, соцветие, лепестки).,выполняют  аппликацию «Ромашки». Они скатывают пластилиновые шарики и выкладывают из них стебель, лист, соцветие, лепестки на картоне, фанере и др. Идёт одновременное развитие пальцевого праксиса, работа над цветом, умение красиво и эстетично оформить свою работу.Но и здесь можно пойти дальше:дать задание:составить рассказ  по теме "Цветы" .С использованием пластилинографии работа над перессказом, рассказом становится более эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке,а по обьемному образу,созданному своими руками(ромашка,роза,тюльпан и т д)поможет ребенку лучше осознать обьект,что делает рассказ более осознанным,развернутым и логичным.Можно  с детьми создать проект "Букет цветов для мамы" ,где каждый ученик может выполнить определенный этап работы ,а затем соединить в одно целое,или создать коллективную композиционную картину "Цветочный луг"Это развивает умение работать в команде,взаимодействовать друг с другом.

t1656964576aa.jpg

При изучении раздела :"Фауна" ,учащиеся изготавливают в технике контурной пластилинографии животных на уроке.Тема "Лепим зоопарк" знакомит детей с применением исходных форм в новых изделиях,расширяет предметный мир,развивает обьемное мышление и фантазию.Можно  через лепку детям обыграть своими  фигурками  из пластилина различные сюжетные ситуации,разыграть мини-сказки,потешки,песенки.Создание коллективной композиции "Наш зоопарк" будет способствовать сплочению коллектива и группы через развитие коммуникативных умений.

Пластилинография может быть широко использована в логопедической работе на этапах постановки и автоматизации звуков. Например, при проведении артикуляционной гимнастики при постановке звука «С» моделируем из пластилина язычок. Ребёнок при выполнении упражнений «Трубочка», «Заборчик», «Улыбка», «Птенчик», «Лопатка» может моделировать расположение пластилинового язычка, придавая ему форму,которую он занимает при выполнении комплекса упражнений.Я разработала карточки-тренажеры,которые можно заламинировать и многократно использовать в работе по данной технологии.Как один из вариантов-это работа со слогами по карточке-тренажеру на звук «С». Звук «С» ребенок заполняет скатанными шариками синего цвета, подчеркивая, что это согласная буква. Гласные буквы заполняются красными шариками.Для повторения твердых и мягких согласных, можем поставить перед ребенком вопрос-«каким цветом обозначают гласные и мягкие согласные?» (мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, гласные-красным цветом,согласные-синим).Далее провести автоматизацию слогов СА-АС, СО-ОС, СЫ-ЫС, ИС-СИ, СУ-УС, СЭ-ЭС. Ребенок выполняет по образцу пластилиновую мозаику, заполняя скатанными шариками синичку по образцу. Но этот вид работы можно выполнить и в технике прямой пластилинографии, используя более мягкий пластилин, восковой. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.Далее детям дается задание:вспомнить еще названия птиц,где встречается звук"С".(сорока,снегирь,сокол).

t1656964576ab.pngМожно попросить ребенка сконструировать цифры от «1» до «10» и геометрические фигуры из пластилина с помощью жгутиков. Это контурная пластилинография. Здесь решается сразу несколько задач: отработка навыков счета, состава числа, развитие внимания.Задать вопрос, в какой цифре есть звук «С»? Где стоит «С»? В начале, середине, в конце? 

При работе над дифференциацией  звуков я разработала вот такие карточки-тренажеры:

x1657036045.png

Скороговорки-это удивительный жанр фольлора,создан народной мудростью для тренировки движения речеобразующего органа,который был бы способен воспроизвести не только отдельные звуки,но и целые слова.Они развивают речевой слух, дикцию,обогащают словарный запас ребенка.Скороговорки как известно,наилучшим образом подходят  для полной,успешной автоматизации и дифференциации звуков.Через изображение слов можно закрепить  диыференциацию свистящих звуков.Дети не просто дифференцируют звуки которые слышат,но и подкрепляют слуховое восприятие зрительным ,развивая моторику рук,т.к.выкладывают   в технике многослойной пластилинографии картинки по образцу(юбка,кошка,шишка,окошко).То есть,в дифференциации с помощью данной технологии у ребенка задействованы три стороны:зрительная,слуховая,тактильная.

При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи пластилинография может использоваться для развития фонематического слуха:

1.Вылепить фигурки,которые начинаются на гласные звуки.Детям может быть дана определенная тема,например "Фрукты".(ананас,яблоко,апельсин).

2.Вылепить фигурки,в названии которых есть автоматизированный звук "С" или "Ш"

3.Творческое задание.Лепка под музыку или определенные звуки.

Можно включить звуки природы(лес,река,пение птиц) и дать задание детям,чтобы слушая звуки  они создали с помощью пластилина какой то образ,который ассоциируется у них с этими звуками.Это и развитие воображения,фантазии,возможность реализовать свои творческие способности.

Итак, как можно использовать пластилинотерапию в коррекционной педагогике?

1.Лепка букв и цифр(развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса)

2.Автоматизация звуков

2.Закрепление дифференциации звуков

4.Развитие фонематического слуха.

Таким образом, у детей с нарушениями речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии. Возрастают показатели грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.​​​​​​​

Список использованной литературы.

1.Голицына Н.С.Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М: Скрипторий,2006

2.Давыдова Г.Н.Пластилинография для малышей. М: Скрипторий ,2008

3.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». М:1998

4.Рузина М.С.» Страна пальчиковых игр». С.-Пб.2000.


                        Приложение.

https://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obsherazvivayushaya_programma_uvlekate_230638.html

Программа "Увлекательная пластилинография".


Программа "Увлекательная пластилинография"
DOCX / 51.5 Кб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации