Статья «Коммуникативные игры как средство совершенствования диалогической речи при обучении английскому языку»
Коммуникативные игры как
средство совершенствования диалогической речи
при обучении английскому языку
Нефедова Татьяна Андреевна, студент;
Ананьина Марина Александровна, кандидат филологических наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Игра — один из способов успешного овладения иноязычным общением, так как игры способствуют повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Разные ученые дают игре разное определение, но очевидно, что любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.
Учебная игра— это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и /или особенная роль, специфическая цель в конкретной процедуре общения.
Игpa на уроке способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению, тренировки в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной ситуации вообще. Помимо этого, любая предметная или ролевая игра это игра, в ней все «понарошку», в ней есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я — это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случая снимается часть психологического стресса при общении.
Игры в курсе иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны читывать целый ряд требований:
• быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
• быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не
допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
• снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
• оставлять учебный эффект на втором, часто неосознаваемом плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
• не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Существуют различные классификации игр. В частности, они могут быть языковыми и
коммуникативными. К языковым играм можно отнести те игры, в которых проходит целенаправленная и достаточно жесткая отработка изучаемого языкового материала на уровне грамматики или лексики. К коммуникативным играм относятся игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить, например, в ролевых играх на заданную тему. Другая классификация игр: игры на взаимодействие и игры на соревнование. К первой группе относят те игры, где задача может быть выполнена только путем совместных усилий всех членов группы, во втором случае — группы или их отдельные члены соревнуются, кто быстрее и эффективнее решит поставленную задачу.
Большой интерес представляют игры, в основе которых лежит прием ранжирования. Данный прием предполагает распределение определенных предметов или явлений в порядке значимости / важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и общающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах. Помимо перечисленных, существуют разнообразные виды игр, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся. В процессе обучения иностранному языку также можно использовать игры на группирование или подбор вариантов, игры на поиск пары и координацию действий и ряд других.
Таким образом, языковые игры могут активно использоваться на начальном этапе обучения иностранному языку, коммуникативные игры - на более продвинутом. Коммуникативные игры, в первую очередь, ориентированы на групповое взаимодействие. Групповая работа активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учениками, мотивирует речевую деятельность. Коммуникативные игры способствуют улучшению навыков диалогической речи за счет повторения лексики, использования материала на практике.
Литература:
1. Гальскова,Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ. 2003. 290 с.
2. Голушкова,Н.М. Структурная организация и предметное содержание речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 2006. No 8. с. 111–112.
3. Зимняя, И.Я.Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение. 1991. 222 с.
4.Ускова, Б.А. Концепции преподавания иностранного языка в вузе // АПК: Регионы России, 2012. No 12. с. 81–82.
5.Ускова,Б.А. Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку // Молодой ученый, 2013. No10 (57). с. 542–544
Сафонова Елена Валерьевна
Татьяна Нефедова
Сафонова Елена Валерьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Татьяна Нефедова