Статья «Читательская конференция в школе, как успешный показатель внеучебной деятельности по истории в соответствие с требованиями ФГОС»
Сегодня на пороге XXI века, школьное образование претерпело ряд колоссальных изменений, среди которых является - внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направленного на улучшение качеств внеурочной деятельности.
Сегодня существует масса точек зрения на определение понятия «внеучебная деятельность», рассмотрим некоторые из них.
Педагог Ильина Т.И внеучебной деятельностью называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы1.
Методист Советова Е.В. считает, что внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся2
Внеучебная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи.
Внеучебная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях3.
Наиболее ярким примером внеучебной деятельности по истории в школе является читательская конференция, которая служит наиболее эффективной формой воспитательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию учащихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры к познавательной активности учащихся и способствующей развитию нестандартного читательского подхода к деятельности учащихся.
Современная историческая наука признает художественную литературу специфическим историческим источником. При праве каждого автора давать историческое содержание в субъективных образах, литературные исторические произведения в целом помогают учащимся:
1. Анализировать соответствующую эпоху.
2. Иллюстрировать определенные исторические события.
3. Побуждать школьников воспринимать исторический материал эмоционально.
4. Фиксировать влияние художественного произведения на современную жизнь человека и общества1.
Для проведения читательской ученической конференции учитель определяет наиболее интересное историческое произведения и предлагает его ученикам. Историческое художественное произведение должно быть: актуальным, связанным с программным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников.
Учитель также должен продумать круг задач, которые помогут участникам раскрыть содержание исторического произведения, понять его суть, связано пересказать прочитанное, проанализировать, оценить и высказать свою точку зрения о прочитанном.
Известными методистами разработана памятка обсуждения учениками художественного произведения. Например:
1. Кто автор книги и что вы о ней знаете?
2. Как освещается в произведение историческая эпоха?
3. О каких исторических событиях идет речь?
4. Кто из героев книги в особенности вас поразил? Почему?
5. Что вам понравилось в этой книге и почему?
6. Какие произведения этого автора у вас есть? О чем они2?
Читательская конференция может включать элемент дискуссии относительного прочитанного произведения. Дискуссия происходит в определенной последовательности:
1. Вступительное слово об авторе.
2. История написания исторического произведения.
3. Историческая атмосфера в стране, когда было написано произведение.
4. Выступление учеников и обсуждение исторического произведения.
5. Заключительное слово учителя с подведением итогов конференции.
Для выступления на конференции ученики могут вести в читательском дневнике записи, например:
Автор |
Название книги |
Когда начато чтение |
Когда завершено чтение |
О каких исторических событиях вы узнали из книги |
Впечатление от прочитанного |
Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента. Роль внеурочной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц. Она предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.
Опыт внеучебной деятельности в современной школе вызывает интерес специалистов. Предложенная работа, такая как читательская конференция – попытка обобщить опыт внеучебной деятельности лучших педагогов по истории, направленное на гражданское образование и воспитание учащихся.
Список используемых источников и литературы:
Источники:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. – 2012. – 21 июня. - №5812. – (http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html).
Литература:
1. Ильина Т. А. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 495 с.
2. Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
3. Харьковская Н.И. Предметная неделя по истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады / Н.И. Харьковская. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 205 с.
Соколова Оксана Сергеевна