Советы для родителей на тему «Как необходимо общаться с ребёнком»
Цель: помочь родителям найти правильный стиль общения со своим ребёнком.
Характер взаимоотношений родителей со своими детьми играет важную роль в благополучии или неблагополучии учебного процесса. В процессе общения с родителями ребёнок проявляет свою индивидуальность и умение сотрудничать. Многие дети испытывают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, и это является прямым следствием неправильно выстроенных взаимоотношений в семье ребёнка. У таких детей отсутствуют навыки нормального общения, они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, не знают как раскрыть свои положительные стороны. Это может серьёзно осложнить дальнейшую жизнь ребёнка. У таких детей часто встречается негативное отношение к своим одноклассникам, которое выражается в физической агрессии на переменах или уроках. Может быть и негативное отношение к учителю. Дети игнорируют взрослого, не выполняя его задания, плачут, замыкаются в себе.Многие проблемы в общении детей связаны с семьёй, с отношениями в семье. Поэтому так важно научить вас, уважаемые родители, правильному общению с вашими детьми.
И начать хочется со стихотворения С.Михалкова:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели - пеньки!
По-моему мнению, очень поучительное стихотворение, которое заставляет о многом задуматься. Важно помнить о том, что стиль общения с ребёнком влияет на его личность, на его дальнейшее развитие, на благополучие его дальнейшей жизни. Если в общении родителей с ребёнком преобладает авторитарный стиль общения: окрики, угрозы, психологическое давление, приказы и наказания, ребёнок может расти замкнутым, безвольным, слабохарактерным,безынициативным, забитым или же наоборот очень агрессивным. В результате у ребёнка вырабатывается полное безразличие ко всему его окружающему.
Вы должны помнить о том, что жестокое обращение с детьми может дать только кратковременный эффект и у большинства детей остаётся затаённая обида, развиваются комплексы,усиливается тревожность, они боятся сделать что-то самостоятельно. Боязнь приводит к новым неудачам, дети ожесточаются, ещё больше усиливается негатив, они не находят понимания в семье. Всё это может привести к печальным последствиям вплоть до суицида.
Рассмотрим две группы общения родителей со своими детьми.
Первая группа - это родители с авторитарным стилем общения.Такие родители сами были в детстве жертвами такого стиля общения и не умеют по-другому.Им очень тяжело перестроиться. Они не замечают, что их ребёнок нуждается в родительском участии и не умеют общаться со своим ребёнком.
Вторая группа - это родители, которые знают, что ребёнку необходимо их внимание. Они уважают своего ребёнка и учитывают его интересы и склонности. К сожалению, трудности в общении возникают и у родителей второй группы. Вот почему надо постоянно работать над собой, контролировать себя, читать психологическую литературу, учиться правильному общению с детьми. Очень важно живое общение с ребёнком. Необходимо не просто слушать своего ребёнка, но и слышать его.
Психологи выделили 11 типов ошибочных высказываний родителей.
1. Приказы и команды. Бывают очень категоричны и ребёнок видит только нежелание родителей помочь ему, у него возникает чувство униженности и бесправия. Это ещё больше отталкивает родителей от ребёнка.
2.Предупреждение или угроза. Если ты...., то я....
Угрозы никак не могут помочь ребёнку в разрешении его проблемы. Дети легко привыкают к угрозам и перестают обращать на них внимание, что ещё больше выводит родителей из себя. Часто родители переходят от угроз к физическим наказаниям, что совсем не допустимо.
3.Чтение морали.
Каждый раз выслушивая одно и то же по несколько раз дети чувствуют только давление со стороны родителей и ощущение полной безысходности.
4.Советы от родителей.
Родители очень любят давать советы, но как правило, защита собственного достоинства не позволяет детям ими воспользоваться. Они хотят принимать свои решения и советы родителей чаще отвергают.
5. Обзывания, высмеивания.
На все обзывания у ребёнка может возникнуть только обратная негативная реакция.Это лучший способ оттолкнуть от себя ребёнка.
6.Догадки ( Я знаю, что всё из-за того, что...) тоже вызывают желание просто уйти от общения с родителями.
7.Критика, объвинения. Ребёнок, подвергающийся постоянной критике, думает о том, что он всегда плохой. Это наносит непоправимый вред его психике.
8.Похвала. Очень важно хвалить ребёнка, но во всём необходимо соблюдать меру. Чтобы он не привык к постоянным похвалам, иначе он может заподозрить вас в неискренности.
9.Выспрашивание. Надо научиться в процессе общения с ребёнком вопросительные предложения менять на утвердительные.
10. Сочувствие. Оно не должно звучать слишком формально.
11.Отшучивание и уход от разговора.
Проявляя чувство юмора в ответ, вы не помогаете ребёнку решать его проблему.
И ещё несколько советов: если ребёнок своим поведением вызывает у вас негативные чувства, то об этом обязательно надо говорить ребёнку. Нужно говорить о себе, о своём состоянии, а не о поведении ребёнка. В процессе общения с ребёнком не выполняйте роль пассивного слушателя, не просто кивайте в ответ, а отвечайте короткими фразами, словами, мимическими жестами. Он будет чувствовать, что его слышат, за него переживают. Если сейчас у вас мало времени для общения с ребёнком перенесите разговор на более позднее время, чтобы не прерываться. Если в процессе разговора, ребёнок успокаивается и напряжение спадает, а впоследствии он переходит к другой теме и самостоятельно находит решение спорной ситуации, значит вы на правильном пути в процессе общения с ребёнком. Дети будут ближе к вам, и с удовольствием будут воспринимать то, что их раньше просто раздражало.
Для того, чтобы ребёнок поверил в себя, научился преодолевать свои проблемы, в него должны поверить вы, родители.
Адамова Нарема Семедовна
Осипова Ольга Васильевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Осипова Ольга Васильевна