Советы психолога «Как разговаривать с ребёнком так, чтобы он услышал?»

6
0
Материал опубликован 30 July 2017 в группе

Методическая разработка занятия «Советы психолога».

Ориентирована на взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Разработка призвана привлечь внимание и помочь осознать взрослым то, как они общаются с детьми и как можно общаться так, чтобы дети их "слышали".

Название практического занятия: «Как разговаривать с ребенком так, чтобы он услышал

Педагог-психолог Елена Болдырева, МБОУ «Средняя школа г.Правдинска», Калининградская область.

Ход занятия.

Беседа-приветствие. Актуализация темы.

Здравствуйте, уважаемые родители, педагоги! Частенько слышу от вас жалобы, что ребенку нужно по сто раз что-то повторять, что дети не слышат с первого раза. Что пока не гаркнешь, не начнут что-то делать, И такой глобальный от вас вопрос: «но почему дети не слышат!!!! Что я делаю не так?». А какие еще жалобы вы бы добавили по этому поводу? (мини-дискуссия)

Предлагаю вам изучить 10 шагов, как общаться с ребенком так, чтобы он услышал. Эти шаги не обязательно последовательны. Иногда вам может быть достаточно 1 шага, а иногда и все 10. Эти шаги, открою маленькую тайну, эффективны и в общении со взрослыми. Итак, каждый шаг мы будет делать медленно, закрепляя упражнением и обсуждением.

10 шагов, чтобы услышали.

1. Зрительный контакт.

Упражнение. Договориться глазами с кем-то из участников: познакомиться, договориться, что вы будете сейчас делать.

Обсуждение. Чтобы ребенок услышал, важно, чтобы ваши глаза и его находились на одном уровне, чтобы был контакт глазами, когда вы его о чем-то просите. И если не уверены, что ребенок вас услышал, попросите его повторить ваши слова. Даже если он ошибся, мягко дополните то, чего вы хотите.

2. Постепенные просьбы

Упражнение. Инструкции. Я проговариваю инструкцию, которую затем участники выполняют: хлопните в ладоши два раза, подпрыгните на одной ноге 4 раза, на второй ноге 1 раз. Затем покрутитесь вокруг себя, скажите «да», напишите на листке слово «солнце», пожмите руку 1 человеку в зале.

Обсуждение. Справились? Что было сложного? Наверно, было сложно запомнить всю последовательность того, что нужно выполнить. Для ребенка это тем более не под силу. Он теряется и не понимает, что нужно делать. Поэтому следует выдавать ребенку задание по очереди, пошагово. И переходить к следующему указанию, если только первое выполнено.

3. Четкие просьбы

Упражнение. «Что вы слышите». Участникам предлагаются фразы, выслушав которые, им следует сказать, что они реально слышат и что при этом чувствуют.

«Ты еще долго будешь есть суп?», «Тебе, что, нравится ходить с грязными руками?», «И как долго ты еще будешь так коряво писать?», «Сколько раз тебе напоминать о посуде», «Тебе совсем наплевать на порядок в комнате».

Обсуждение. Что вы услышали? Наверно, упрек? А чувствуете наверно обиду, непонимание, растерянность.

Ребенку порой сложно, особенно маленькому, в таких словах услышать указание к действию. Поэтому просьбы взрослого следует произносить однозначно.

4. Будьте лаконичны

Упражнение. В парах: инсценировать как обычно вы отчитываете своего ребенка за что-либо.

Обсуждение. Что почувствовал второй человек в паре, когда его отчитывали, что услышал, понял ли суть просьбы или возмущения?

Когда ребенок слушает длинную нотацию взрослого, он начинает путаться и забывает о чем речь, если, особенно, родители вспоминают прошлые его действия. Важно, разговаривая с ребенком исключить припоминание прошлых неудач и исключить запугивания будущими неприятностями. Позвольте ребенку жить в «здесь и сейчас». И если вдруг не можете изменить поведения ребенка, измените обстоятельства. Если он ест конфеты без остановки, не покупайте и не выкладывайте на видное место их, запрещая есть.

5. Умейте ждать

Упражнение. Участников прошу нарисовать дерево. В середине упражнения говорю, что время закончилось. Все быстренько сдаем, и даю другое задание – нарисовать дом.

Обсуждение: как быстро удалось переключиться? Что почувствовали, когда не успевали что-то доделать? Детям еще сложнее быстро переключиться с интересного дела. Всегда следует давать ребенку «временный запас». Например, если он смотрит мультики, договоритесь с ним (используя предыдущие шаги), через сколько минут будет выключен телевизор или закончится игра. Высока вероятность, что ваша просьба будет услышана.

6. Разные способы что-то сказать

Упражнение. Вспомните, о чем вы постоянно напоминаете ребенку? Запишите.

Обсуждение в кругу. Зачем вы постоянно напоминаете об этом? Вам кажется, что ребенок все забудет и сам не справится? В какой форме вы можете оказать помощь ребенку вместо постоянных напоминаний-нотаций? (формат - Совместное обсуждение-мозговой штурм). Избегайте метода «заезженной пластинки», пробуйте разные способы донести до ребенка информацию6 от словесной до зрительной, образной, и какой-либо другой, в соответствии с вашим воображением.

7. Скажите, что можно делать

Упражнение. Часто можно слышать, как мы говорим детям «Не прыгай, не бегай. Не делай этого, не лезь в лужу, не трогай мои вещи» . И т.д. Такие запреты воспринимаются детьми, да и взрослыми как заманчивое предложение. Поэтому делаем следующее: я предлагаю фразу с «не». И мы вместе пробуем ее видоизменить. Например, вместо «не лезь в грязь» - «давай обойдем это место по бордюру».

Обсуждение. Поделитесь своими мыслями, чувствами относительно того: есть ли разница как подавать ребенку информацию?

8. Внимание вместо замечаний

Упражнение. Один взрослый выходит в круг. Просто стоит или что-то делает, можно немного двигаться в кругу. Задача остальных – одергивать его: стой прямо, не качайся, не крути руки, не верти головой и т.д. А взрослый в кругу отслеживает свои чувства, свои мысли, свои желания.

Обсуждение. Если постоянно одергивать ребенка (подсчитайте, сколько раз за день вы это делаете), то для ребенка ваши слова уходят в фон, он их перестает «слышать». И здесь скорее дело не в ребенке. А в вашей повышенной тревожности. И как первая рекомендация – разобраться с тем так ли это и откуда это, возможно с помощью психолога или психотерапевта. Вторая рекомендация: дома подчитайте, сколько в среднем за час вы делаете ребенку замечаний-одергиваний? Какие из них можно было бы и не делать? Кстати, если ребенок хочет залезть на горку, а вы вместо одергивания пойдете вместе с ним, то тем самым вы еще ему дадите образец «безопасного» лазания на горке без специального обучения.

9. Быть «вместе».

Дискуссия-обсуждение. Вспомните, бывало ли с вами, когда ребенок что-то пытается вам увлеченно рассказать, а вы заняты своими мыслями, разговором с подругой? Здесь важный момент: можно быть рядом с ребенком, но не вместе. И тогда он будет выпрашивать ваше внимание шалостями. А если он насытится вашим вниманием, то сможет самостоятельно во что-то поиграть или занять себя.

10. Помочь научиться.

Упражнение. Участникам предлагаются мягкие игрушки. 10 минут – взаимодействие с игрушками: игра в школу. Задача участников: выбрать себе роли, решить, кто как будет действовать. Задача ведущего: в случае необходимости давать указания, как поступать мягким игрушкам.

Обсуждение: Чтобы научить ребенка чему-либо важно уметь дать ему полномочия «старшего». Для этого прекрасно подойдут игры с игрушками, игры-спектакли.
 

Заключительный шерринг. Что было для вас интересного на нашей встрече? Что нового? Что возьмете с собой и начнете применять уже сегодня?

Спасибо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.