Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в средней группе
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей среднего дошкольного возраста, с содержанием работы по развитию речи, привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
Вступительная часть (воспитатель)
Практикум
Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (учитель-логопед).
Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей группы (учитель-логопед).
Развлекательно-игровая часть.
Заключительная часть.
Ход выступления:
Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка
Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом):
Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
Общение ребенка со сверстниками.
Строение артикуляционного аппарата.
Речь взрослых – образец.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детям художественной литературы.
Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
Характеристика речи детей пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.
В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч - это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким значением (синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде, числе, употребление Р.п. мн.ч.)
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Результаты обследования речи детей группы
Ответы на вопросы родителей