12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ekaterina21
2

Советы начинающему классному руководителю

t1571447878aa.gif 

Главное для учителя —

увидеть в каждом ребенке хорошее

и развить в нем это хорошее


Качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и ок­ружающими их взрослыми.

На протяжении многих десятилетий считалось, что воспитательный процесс можно организовать на подобии учебного, и главный инструмент воспитания – это слово. На этом была построена вся воспитательная система общеобразовательной школы. И сейчас, как правило, воспитание в школе реализуется, лишь, посредством проведения различных внеклассных мероприятий. Но в последнее время, в связи с демократизацией общества, появились другие взгляды на проблему воспитания, которые не могли иметь место в тоталитарном обществе. Например, мнение, что процесс воспитания - невидимый, и его результаты не могут быть отслежены по принципу «здесь и сейчас».

Культура школы является зеркальным отражением психологии педагогического сообщества. Именно она является основным воспитательным фактором.

Целью воспитательной системы школы должно быть создание условий для самореализации личности каждого ребенка.

Еще один фактор, немаловажный для воспитательного процесса. Это сила воздействия среды на формирующуюся личность ребенка.

В современном обществе в связи с материальным, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Наряду с общечеловеческими ценностями в общественном сознании реально существуют и проявляются самые разные идеалы воспитания, например, личностно-эгоистические, утверждающие стремление к меркантилизму, националистические идеи, преступно-романтические идеи достижения свободной и легкой жизни, идеи культа сильной личности, культа власти сильных над слабыми. Поэтому, большое значение имеет авторитет школы в глазах ребенка. Если школа в целом обладает низким авторитетом, то все усилия педагога на поприще воспитания подрастающего поколения сводятся к нулю.

Итак, успешность воспитательной системы каждой школы зависит от специфики личности каждого классного руководителя этой школы. Так же как успешность воспитательной системы каждого классного руководителя зависит от культуры школы.

Исходя из собственного опыта работы, могу утверждать, что поведение учеников подчинено трем основным законам:

1-ый закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2-ой закон: Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни, при этом ощущать свою самостоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная самостоятельность); строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная самостоятельность); вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (самостоятельность в коллективно деятельности).

Ученики пытаются достичь этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет "нарушением дисциплины". На предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

- качество отношений между ним и учителем;

- классная атмосфера, направленная на успех или, наоборот, деструктивная;

- соответствующая этому структура классного коллектива.

3-ий закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но не всегда понимает, что за этим может стоять или желание привлечь внимание, или желание подчинять себе, или желание отомстить учителю, или желание избежать неудачи.

Учитывая выше сказанное, учитель должен соблюдать следующие правила сотрудничества с учащимися:

Любить подростка

Систематически познавать подростка

Верить в него

Стараться понять его

Быть чутким к его духовному миру

Уважать человеческое достоинство подростка

Уметь слышать и слушать подростка

Быть строгими и добрыми

Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внут­ренний мир, понимать их мысли и чувства. Основной смысл доверитель­ного общения учеников с учителем - не в получении той или иной ин­формации. Главное - найти понимание, сочувствие, помощь в

том, что волнует, что переживается как наиболее интимное и значимое. Особен­но тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, своих чувст­вах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безысходности.

Пожалуй, это и есть главная задача педагога - создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализовать­ся в учебе, общении, совместной деятельности коллектива. Решить эту задачу можно, только насыщая жизнь класса интересными делами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.