Статья на тему «Советы начинающему ТРИЗ-педагогу»
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ТРИЗ-ПЕДАГОГУ
Иванова Светлана Алексеевна
город Южноуральск, ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», преподаватель физики и астрономии
Есина Оксана Викторовна
город Южноуральск, ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», преподаватель дисциплин естественно-научного цикла
e-mail: oksana.esina.73@mail.ru
Аннотация. В статье описан опыт работы ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» по развитию креативного мышления у обучающихся и подготовки команды к участию в форуме «ШАГ В БУДУЩЕЕ…» Данная статья посвящена формированию и развитию креативных способностей личности посредством ТРИЗ-технологии как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Авторы раскрывают сущность таких понятий, как «креативность», «педагогическая технология», «ТРИЗ-технология», «ТРИЗ-педагогика». Авторы дают советы начинающим педагогам по использованию ТРИЗ-технологии для подготовки обучающихся к участию в технических конкурсах.
Ключевые слова: креативность, творчество, ТРИЗ-технология, ТРИЗ-педагогика, система.
Когда мы начали заниматься подготовкой команды к участию в различных соревнованиях и конкурсах по ТРИЗу у нас возникало много вопросов о том, как начать вести занятия, что читать и смотреть, у кого учиться и прочем. На сегодняшний момент у нас сложилась определенная система подготовки и применения ТРИЗ –технологии. В результате, сложившаяся система дает свои плоды– в 2020/2021 учебном году команда техникума стала абсолютным победителем конкурса изобретательных «Технология творческого мышления» XXVIII Южно-Уральского молодёжного интеллектуального форума «Шаг в будущее…»
Для начала, развеем миф о том, что Г.С. Альтшуллер преподавал ТРИЗ детям. Нет, Генрих Саулович не работал с детьми так, как учитель с учениками, а только вел рубрику «И тут появился изобретатель….» в газете «Пионерская правда». Зато многие из тех взрослых, кто обучался у Генриха Сауловича, стали внедрять элементы ТРИЗ и РТВ (Развитие Творческого Воображения) в школах и детских садах.
Этот опыт открыл новые возможности в преподавании детям не только основ изобретательства, но и всего, что угодно.
Итак, ТРИЗ для детей, начавшая свое существование в 80-е годы ХХ века, сейчас переживает новый всплеск интереса.
Современное общество, предъявляет новые требования к специалисту и становится понятно, что учить так, как было принято раньше, уже нельзя. Необходимо менять подходы и ориентиры, отталкиваясь, как минимум от того набора компетенций, что станут актуальными в самом ближайшем будущем.
Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие не просто действовать по шаблону, а те, которые могут выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т. п. В связи с этим возникает необходимость формирования у будущих членов нашего общества творческих качеств личности или, употребляя современную терминологию, креативности. И эта проблема возникает на всех этапах образования, пока идёт формирование личности.
Именно в ТРИЗ- технологии сделан акцент на развитие таких качеств: навыки системного критического мышления, творческого воображения, умения решать нестандартные задачи, интереса к обучению и самообучению.
Как не утонуть в море информации (вываливающейся с экрана) о развитии творческого мышления и воображения? Что делать начинающему педагогу? Обозначим некоторые опорные точки-маяки.
Разобраться в существующих образовательных ресурсах по ТРИЗ!
Прежде всего, следует разобраться с популярным термином «креативность». При характеристике креативного человека, обычно, имеется в виду творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая.
Термин «креативность» произошёл от латинского «creation», что означает созидание и рассматривается в нескольких значениях[1].
Во-первых, это стойкая особенность индивида, обуславливающая способность проявлять социально значимую творческую активность; уровень творческой одарённости, способности к творчеству. Во-вторых, это способность личности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, способность привносить нечто новое в опыт, отказываясь от стереотипных способов мышления. В- третьих, это оригинальные творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. И в-четвёртых, под креативностью понимается уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [3, с. 57].
Для развития креативного мышления необходимо применение современных педагогических технологий. Педагогическая технология — это своеобразная конкретизация методики, закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект учебно-воспитательного процесса. Можно сказать, что это продуманная во всех деталях модель педагогической и учебной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса [3, с. 122].
Для определения креативности можно выделить следующие основные характеристики:
– Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени.
– Гибкость как способность переключаться с одной идеи на другую, находить новые пути решения.
– Оригинальность как способность к генерированию новых, необычных идей, отличающихся от общепринятых.
– Любознательность как повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других.
– Умение решать сложные задачи. Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение[1].
Все эти составляющие креативности можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ – Теории решения изобретательских задач.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач – набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
Современная ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, которая направлена на развитие у ребенка творческого мышления для эффективного решения задач. ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач. Структурное содержание современной ТРИЗ‐педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений, как развитие креативного мышления, развитие креативности, развитие креативной личности. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности [4]
ТРИЗ как и все системы развивается и сегодня имеет комплекс взаимосвязанных направлений, которые представлены на рис.1
Рис. 1 Комплекс ТРИЗ, как взаимосвязь направлений
В обучении ТРИЗ не может быть единых подходов и единого стандарта. В настоящее время в нашей стране существует несколько основных ТРИЗ – педагогических направлений, поэтому можно выбрать именно то, которое подойдет для вашего формата занятий, для вашего уровня развития команды. По мере развития и продвижения команды педагогические направления можно менять и варьировать. Вариация направлений имеет и обратную сторону медали – голова идет кругом от количества терминов, нюансов.
Основные Российские ТРИЗ-школы
«Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)
А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций.
ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)
Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук
Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира.
«Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)
А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев
Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения. Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).
Даже имея представление обо всем вышесказанном разнообразии, необходимо помнить, что готовой идеальной методики, подходящей именно для ваших детей, скорее всего не будет… А это значит — готовность меняться и искать, экспериментировать и не сдаваться
Обязательно надо учиться (самообразование + повышение квалификации) и учиться у лучших, т. е. у самих авторов методик. Проверено на личном опыте, что эти авторы очень открыты и готовы делиться опытом, организуя дистанционное обучение, очные курсы, конференции и прочие «тусовки по интересам», часто с бесплатным или условно-платным участием. Информацию о таких мероприятиях регулярно публикуют на сайта и сопутствующих ресурсах в социальных сетях.
Использовать на практике полученные знания можно несколькими путями: кружковая работа, индивидуальная работа, работа с педагогами, работа с родителями, внеклассные мероприятия.
Нами реализуются все направления развития личности. Мы внедряем в профильные дисциплины (физика, астрономия, обж, математика ) элементы и методы ТРИЗ, ведем спецкурс по ТРИЗ, проводим различные внеклассные мероприятия, участвуем в соревнованиях
Содержание занятий с элементами ТРИЗ работает на формирование ТРИЗовского (сильного, активного) мышления, а ТРИЗовское мышление – на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе.
Т. е уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются средством формирования успешности обучения.
На сегодняшний день мы используем в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:
– методы активизации мышления( мозговой штурм, метод католога, метод фокальных объектов, метод гирлянд и ассоциаций, метод морфологического анализа);
– методы развития творческого мышления(методы Робинзона Крузо, бином фантазии, метод Золотой рыбки, метод снежного кома);
– теория решения изобретательских задач( системный оператор, вепольный анализ, алгоритм решения проблемных ситуаций)
Для занятий во внеурочное время набирается команда обучающихся. Команда –группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды[3].
Студенты подбираются в команду по двум основаниям: желание работать и узнавать новое и наличие не стандартного мышления. Состав команды меняется ежегодно – одни студенты заканчивают обучение, другие – начинают познавать профессиональную деятельность. Старожили проходят по группам первого курса и предлагают им решить тризовские задачи. Ребята, которые предложили не стандартные, не обычные решения, получают приглашение на заседание ТРИЗ- лаборатории.
Работа команды основана на самоуправлении, а педагоги осуществляют координирующую деятельность. Прямым голосованием выбирается лидер команды, который, в последствии, организует работу лаборатории.
Каждый член команды выполняет свою функцию и несет свою смысловую нагрузку.
Один из обучающихся изучает историю ТРИЗ и предлагает ее на заседании лаборатории в доступной, интересной форме для других тризовцев.
Другой обучающийся изучает методы решения творческих и технических задач.
Третий член лаборатории изучает технические противоречия, их иерархию, формулировку и способы разрешения.
Ряд студентов рассматривает законы развития технических систем.
Определенные члены команды изучают историю науки и техники, биографию различных изобретений и готовят интересные вопросы по изобретениям.
Часть ребят занимается конструктивными изобретениями, лего-технологиями и роботостроением.
Таким образом, каждый в лаборатории находит занятие по способностям и желанию, при этом каждый отвечает за свою область знаний и все вместе они образуют команду.
Занятия ТРИЗ- лаборатории проходят два раза в неделю, при подготовке к конкурсам встречи организуются и чаще, по мере необходимости. Каждое занятие индивидуально и не похоже на предыдущие, но при этом, обучающийся пропустивший занятие, легко присоединяется к единомышленникам и решает насущные проблемы.
В ходе занятий рассматриваются все вопросы, подготовленные студентами, а решение принимается коллегиально. Методом мозгового штурма набрасываются идеи, потом каждая идея прорабатывается и рождается решение. Не всегда оно одно, может быть несколько решений одного противоречия.
Рис. 2 Защита технического проекта на городском этапе Всероссийского молодёжного форума «Шаг в будущее»
Рис. 3 Высшие награды студентов ГБПОУ ЮЭТ в рамках Челябинского городского и областного молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее – Созвездие НТТМ»
Мы часто слышим, что наши обучающиеся применяют методы и элементы ТРИЗ – технологии при решении профессиональных задач на занятиях по спецдисциплинам и МДК.
Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, оно позволяет думать широко, открыто и достигать отличных результатов в решении жизненных задач, вопросов и выборов. Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас очень востребованы рынком труда, они свободны в своем творчестве и в своей профессии.
Современная ТРИЗ-педагогика рассчитана как на детей всех возрастов, так и на взрослых. Все эти качества, которые развиваются в личности с помощью ТРИЗ – технологии и является основными составляющими креативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ТРИЗ-технология способствует развитию способности находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся исходный материал, а также быстро изменять своё мышление в зависимости от ситуации; способности к выдвижению новых, необычных идей; умению решать сложные задачи. Всё это является составляющими креативности.
С помощью ТРИЗ-технологии формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Начать коллекционировать примеры чужой изобретательности, это обогатит вашу креативность и станет хорошей методической копилкой. Что это может быть? Например, необычные предметы или даже их изображения (мы коллекционируем ручки и карандаши, различные головоломки).
Читать не только специальную литературу, но и любую другую от фантастики до мемуаров. Со временем вы научитесь выхватывать «зацепки» для занятий (да-нетки, изобретательские и исследовательские задачи) из любого контекста, получается - это такой перманентный тренинг!
Отыскать единомышленников, а еще не стесняться спросить совета у «старших товарищей». ТРИЗ-педагоги, с которым мне повезло общаться, не являются зазнавшимися небожителями, они готовы помогать новичкам!
И, конечно, практикуя ТРИЗ, получаешь бонусом изменения самого себя. Креативность есть прежде всего образ мышления: раздвигаются горизонты воображения, расширяется видение ситуаций, меняется подход к проблемам (теперь вы их любите!)) и появляется Достойная Цель
Список литературы
Абдулджемилева, Л. З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления / Л. З. Абдулджемилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 221-223.
Гин, С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников / С. Гин. — Текст : непосредственный // Школьные технологии. — 2008. — № 2. — С. .
Пермяков, А. А. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — 2-е изд. — Кривой Рог : Видавничий дiм, 2010. — 144 c. — Текст : непосредственный.
Альтшуллеp Г. С. Теория решения изобретательских задач — 88 (спpавка)/Г. С. Альтшуллер [Электронный ресурс] Режим доступа: http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/altovg28.htm
Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-triz-kak-metod-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/