Занятие «Советы психолога»

3
0
Материал опубликован 22 May 2017 в группе

Занятие на тему: советы психолога

« Ценностные ориентации»

Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков к саморазвитию

Упражнение «Я живу для…» Каждый из участников должен продолжить фразу «Я живу для...» и попробовать осознать, что он чувствует «здесь и сейчас».

Упражнение «Похожие и непохожие»

Предварительная подготовка: доска делится на две части.

Материалы: доска, мел, наклейки для победителей (по желанию ведущего).

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходство и различия. Для этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая — различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть. Итак, всем ли понятны правила игры?

Комментарий для ведущего. при желании игру можно повторить с другими участниками.

Обсуждение: что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы: все люди разные, но у них есть много похожего.

Беседа. Сегодня мы поговорим о жизненных ценностях. Что такое ценность? Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно- историческими. Во-вторых, ценность предстаёт в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В- третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, как о благе.

Есть ценности-цели и ценности-средства. Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу её отношений к миру, другим, себе – основу мировоззрения и жизненной

концепции, ядро личности.

Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Диагностическая цель: Изучение ценностных ори­ентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.

Система ценностных ориентации определяет содер­жательную сторону направленности личности и состав­ляет основу ее отношений к окружающему миру, к дру­гим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является пред­почтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность ва­рьировать как стимульный материал (списки ценнос­тей), так и инструкции. Существенным ее недостат­ком является влияние социальной желательности, воз­можность неискренности. Поэтому особую роль в дан­ном случае играет мотивация диагностики, доброволь­ный характер тестирования и наличие контакта меж­ду психологом и испытуемым. Методику не рекомен­дуется применять в целях отбора и экспертизы

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориен­тации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и по­зволяют сделать более обоснованные выводы.

Контингент: данная методика рассчитана на лю­дей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура исследования

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый при­сваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя фор­ма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование луч­ше проводить индивидуально, но возможно и группо­вое тестирование.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша зада­ча — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей

жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое мес­то. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе ра­боты вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный ре­зультат должен отражать вашу истинную позицию».

После основной серии можно попросить испытуе­мого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы ста­ли таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совер­шенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большин­ство людей?»

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»

« через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

активная деятельная жизнь (полнота и эмоцио­нальная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здра­вый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

красота природы и искусства (переживание пре­красного в природе и в искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с люби­мым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие ма­териальных затруднений);

наличие хороших и верных друзей;

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

познание (возможность расширения своего обра­зования, кругозора, общей культуры, интеллектуаль­ное развитие);

продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физичес­кое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное вре­мяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суж­дениях и поступках);

счастливая семейная жизнь;

счастье других (благосостояние, развитие и со­вершенствование других людей, всего народа, челове­чества в целом);

творчество (возможность творческой деятель­ности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобо­да от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

воспитанность (хорошие манеры);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самосто­ятельно, решительно);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственность (чувство долга, умение держать слово);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отсту­пать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, уме­ние прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктив­ность в работе);

чуткость (заботливость).

Обработка и интерпретация результатов

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в. содержа­тельные блоки по разным основаниям. Так, Например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут груп­пироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистс­кие ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структу­рирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную законо­мерность. Если не удается выявить ни одной законо­мерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обсуждение результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Ссылки на используемые источники:

psiholog-rmo.ruwp/wp-content/uploads/2008/10/…

Силина Ольга | Я и мир | Журнал «Школьный психолог»...

psy.1september.ruЖурнал Школьный психолог

Ефимова Наталья | Готовлюсь к профессиональной...

psy.1september.ruarticle.php…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.