Урок окрыжающего мира в 3 классе «Советская Россия. СССР. РФ»
Урок окружающего мира в 3-м классе
по теме "Советская Россия. СССР. Российская Федерация".
УМК «Начальная школа XXI века»
Цель : Подчеркнуть значение изучения прошлого, познакомить учащихся с названием нашей страны в разные времена
Задачи:
Сформировать представление учащихся о важнейших событиях в России в начале 20 века.
Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.
Оборудование :
мультимедийная презентация “ Наша Родина от Руси до России”;
карта России;
учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть .,2011 г.
тетрадь Виноградовой Н.Ф. “Окружающий мир”№2 .
Вид урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Организационный момент .Сообщение темы и целей урока.
Дан звонок, и все мы смело,
Примемся уже за дело.
Путь нелегкий предстоит,
Вдаль дорога уж бежит.
Мы промчимся чрез века,
Через многие года,
Пронесемся над лесами,
И окажемся мы с вами…
Далеко за сотни лет…
-Сегодня мы продолжим изучать раздел “Наша Родина: от Руси до России”.
- Скажите, о чем вы узнаёте в этом разделе?
(– Как называли нашу страну в разные времена.
– Кто правил нашей страной в разные времена.)
-Для чего надо это знать?
(-Это наша страна Россия. Здесь мы живем. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить её, гордиться ею.)
2. Повторение пройденного и проверка знаний.
-В начале урока предлагаю вам вспомнить изученное ранее.
Группа1 Разгадайте кроссворд: 1.Князь, во время правления которого на Руси было принято христианство. 2.Князь-варяг, пришедший на русские земли по просьбе славян для их защиты. 3.О каком князе говорит легенда:»…Но примешь ты смерть от коня своего» 4. Какой город был столицей Древнерусского государства. 5.Как назвать одним словом эти племена :кривичи ,древляне, вятичи, северяне? 6.Какого князя убили древляне за жадность? 7. Имя князя, получившего прозвище Мудрый | Группа3 Разгадайте кроссворд: 1.Князь, во время правления которого на Руси было принято христианство. 2.Князь-варяг, пришедший на русские земли по просьбе славян для их защиты. 3.О каком князе говорит легенда:»…Но примешь ты смерть от коня своего» 4. Какой город был столицей Древнерусского государства. 5.Как назвать одним словом эти племена :кривичи ,древляне, вятичи, северяне? 6.Какого князя убили древляне за жадность? 7. Имя князя, получившего прозвище Мудрый |
Группа2 1.Прозвище, которое дал народ Петру 1. 2.Что должны были привезти в строящийся Петербург, въезжающие в него люди 3.Город, который стал при Петре 1 столицей России. 4.За что наказывал Петр 1 своих подданных. 5.А,С,Пушкин сказал о Петре 1 так:»…На троне вечный был…» 6. Сподвижник Петра1, первый губернатор Санкт-Петербурга. | Группа4 1.Прозвище, которое дал народ Петру 1. 2.Что должны были привезти в строящийся Петербург, въезжающие в него люди 3.Город, который стал при Петре 1 столицей России. 4.За что наказывал Петр 1 своих подданных. 5.А,С,Пушкин сказал о Петре 1 так:»…На троне вечный был…» 6. Сподвижник Петра1, первый губернатор Санкт-Петербурга. |
.
Группа 5 Поработайте с толковым словарём( учебник с.118). Найдите значения слов: -большевики, -советский, -союз. Приготовьтесь рассказать. | Группа 6 Рассмотрите карту на стр.16. Приготовьтесь рассказать ,какие земли вошли в состав Российской империи и какие народы заселяли территорию Российской империи в XVII-XVIII веках. |
Группа 7 Выберите события, относящиеся к времени правления Петра 1. | группа 8 выберите события, относящиеся ко времени правления Екатерины II |
Группа 9 Обозначьте на « ленте времени» века и исторические даты | |
Проверка:
а)Группы 9, 8, 7.
Проверьте работу ребят. Все ли они выполнили верно.
-Почему мы вспоминаем эти события и этих людей? ( Они внесли большой вклад в развитие нашей страны)
б)группы 1,2,3,4.
(Разгадывание кроссвордов. Соотнесение названий страны в разное время « с лентой времени»)
3. Знакомство с новым материалом.
а) Вступительное слово учителя.
-Посмотрите на « ленту времени» все ли исторические даты вам известны?
- Какие события произошли?
-Что заметили интересного?(Многие даты относятся к 20 веку)
-Верно. И мы тоже отправляемся сегодня в XXвек. (СЛАЙД 1)
РАССКАЗ УЧЕНИКА(СЛАЙД2)
Более 200 лет правили на Руси цари из династии Романовых. В конце XIX века к власти пришёл Николай II.Это было сложное время. Многим в России жилось плохо, особенно крестьянам и рабочим. В начале XX века случился неурожай, начался голод .В городах росла безработица, хозяева фабрик и заводов снижали заработную плату.
А ещё в 1914 года России пришлось вступить в 1 мировую войну. Началась война из-за того, что столкнулись интересы Англии и Германии.(которая в то время была очень сильным и процветающим государством.)Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих фабрик и заводов .А так как весь мир был уже поделен между крупнейшими державами, Германия решила применить силу .Россия же выступила в защиту союзника Великобритании.(СЛАЙД 3)
Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях- пропадает урожай .Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами- это требует больших расходов .Жизнь становилась все труднее, война затягивалась, Не хватало самых необходимых продуктов. Появились очереди за хлебом. На заводах начались забастовки- отказ от работы. Народ был очень недоволен царской властью И 23 февраля 1917 года женщины Петрограда вышли на демонстрацию с требованием « Долой царскую власть! Хлеба и мира!»Полиция и армия не смогли справиться с восставшими.Солдаты перестали слушать командиров и переходили на сторону демонстрантов. Николай II вынужден был отказаться от власти .Он больше не император, а Россия – не империя. Начался новый период в истории нашей страны.
- Власть перешла к Временному правительству.
б)Установление Советской власти
- Но война продолжалась. Народ устал. Всех недовольных старались объединить большевики(ГРУППА 5).:Они обещали крестьянам землю, рабочим –заводы, голодным –хлеб, всем народам –мир и свободу. И в октябре 1917 года партия большевиков во главе с В.И.Лениным,( СЛАЙД 4)свергла Временное правительство и взяла власть в свои руки.
- Сначала в Петрограде, а затем и на небольшой территории нашей страны установилась новая власть.
.-.Руководить государством поручалось Советам рабочих и крестьянских депутатов.
-Как вы понимаете, что такое СОВЕТ?
-Кто такие ДЕПУТАТЫ?
-Как вы думаете, изменилось ли название нашего государства?
-Как оно стало называться и почему?
-Рассмотрите карту на стр.24.Найдите территорию Советской России.
-В1918году Россия заключила мир с Германией, оставив ей захваченные Белоруссию, Украину.
- Какие изменения произошли в жизни людей?
-Все ли были довольны новой властью?
-Вскоре в стране началась Гражданская война. Она расколола людей на белых( тех, кто хотел вернуть старые порядки ) и красных(Которые хотели создания новой России, где не будет богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства .Они ввели на территорию России свои войска Жестокой, кровопролитной, оборвавшей многие жизни, была эта война .Но Красная армия победила, и советская власть установилась на всей территории бывшей Российской империи.
-Тогда в 1920 году нашу страну стали называть РФ.
-Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ?
-Давайте вспомним, какие народы населяли нашу страну до Октябрьской революции. Нам поможет ГРУППА 6.Весь народ включился в строительство мирной жизни.
-Народы других стран тоже не захотели оставаться под властью богатеев, и во многих странах установилась власть трудового народа. Так было в Германии, Англии, Франции…
в) Создание СССР.
-Как вы думаете, кому было легче налаживать хозяйство, большой республике или маленькому народу? Именно это стало причиной того, что в 1922 году правительства некоторых стран обратились с просьбой к Советской России принять их в члены нашего государства. Так в 1922 году на карте появилось новое государство-Союз Советских Социалистических Республик.(СССР).
г) Работа со словарем.(ГРУППА 5)
-Как вы понимаете значения данных слов:
-союз
-советских
-социалистических
-республик
д) Сообщения детей о СССР
Союз Советских Социалистических Республик — первое в истории общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны.
СССР — крупнейшее в мире государство по территории, занимавшее почти 1/6 часть всей обитаемой суши нашей планеты СССР граничил по суше с 12 государствами: Общая протяжённость государственных границ свыше 60 тыс.км (в полтора раза больше, чем длина экватора). Территорию СССР омывало 12 морей, принадлежащих к бассейнам 3 океанов — Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого.
В нём проживало более 288 млн. человек.
Столица — г. Москва.
Советский Союз — многонациональное государство, объединяющее 15 союзных республик ( Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония ,Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Дагестан, Армения, Молдавия) .
Права и обязанности граждан СССР были записаны в Конституции-основном законе страны.
-Найдите территории некоторых республик на карте стр.32.
-Какие чувства испытывали вы, слушая рассказы детей?
Руководитель Советского государства В. И. Ленин сказал ,обращаясь к детям,следующие слова : «Ребята, любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!»
-Как вы понимаете его слова?
-Можем ли мы взять эти слова девизом нашей жизни? Почему?
Е )Распад СССР.
За несколько десятилетий существования из отсталой слабой страны, СССР сумел стать великой и могучей державой, с которой приходится считаться зарубежным странам...Почти 70 лет наша страна живет в мире, охраняя покой и труд своих граждан.
.Но за это время изменился и весь мир, Политика многих государств стала дружелюбной по отношению к нам
ж) Российская Федерация
.Поэтому в декабре 1991 года Советский Союз распался .Все республики вышли из его состава и объявили себя независимыми государствами .Последнее название нашего государства- это Россия, Российская Федерация.,
з)Работа по учебнику стр.26
-Кто был первым президентом РФ?( Б.Н.Ельцин)
Кто является Президентом РФ сейчас?( В,В,Путин)
Кто Председатель правительства?(Д.А.Медведев)
4.Физминутка
и)Знакомство с понятием ГРАЖДАНИН.
РФ занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории.
Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.
- Мы все являемся гражданами России.
- Кто такой гражданин?
(. Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.)
-В каком документе записаны наши права и обязанности?( Конституция РФ)
- Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» СЛАЙД СТИХОТВОРЕНИЕ Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России,
Каждый из народов внес свой вклад в общее дело победы, но и в мирное время представители разных национальностей, проживающих на территории нашей Родины, прославляли наше общее Отечество своими успехами и достижениями в разных сферах общественной жизни: в культуре, науке, спорте. Посмотрите Атлас на стр.40 -Найдите имена людей, прославивших нашу страну в XXвеке.
Ученица: Елена Гаджиевна Исинбаева -- заслуженный мастер спорта по прыжкам в высоту,двухкратная олимпийская чемпионка , обладательница 27 мировых рекордов. Отец ее –по национальности—табасаран, мать—русская. Елена имеет орден Почета и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2010 году была признана лучшей легкоатлеткой десятилетия. -Можем ли мы назвать этих людей патриотами нашей Родины? -Кого называют патриотом?. -Что же надо делать, чтобы государство оставалось могучим, сильным?( Главное выстраивать дружбу между народами, основанную на взаимоуважении, на терпимом отношении к чужому образу жизни.) 5. Подведение итогов -Мы говорили сегодня о нашей стране. -Как называли нашу страну в разные времена? -Выставление оценок. Учебник с.26-27, РТ.с.8-9. 7. Итог урока. |
Закончить наш урок, я бы хотела чтением стихотворения:
« Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце,
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её
Чтобы вечно ей быть!»
Литература:
О.А. Исакова Окружающий мир . 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой – Волгоград: Учитель, 2009 .
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир; 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.; Вентана-Граф ,2008 г
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир; 3-4 класс. Методика обучения М.; Вентана-Граф ,2011 г
Материал из Интернета .