12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72139
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 3класс

 Тип урока: виртуальная экскурсия

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: какие города входят в Золотое кольцо России?

Задачи: познакомить с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России.

Предметные результаты

Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать.

Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Города Золотого кольца.

Подготовка к усвоению нового материала

Кострома

Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В этом году Ростовский князь Константин сжёг Кострому, которая поддержала его брата — владимирского князя Юрия: «и пожже ю всю, а люди изымаша». После победы Константин в 1216—1217 году передал Кострому в удел своему малолетнему сыну Василию.

Достоверно неизвестна судьба Костромы во время нашествия Батыя в 1238 году: захватчики «попленили всё на Волге до Галича Мерьского»

Кострома основана в XII веке, а в XIII веке стала центром удельного княжества. Исторический центр города в основном сохранил образцовый в своём роде ансамбль эпохи классицизма конца XVIII—XIX в. Из памятников допетровской эпохи наиболее интересны комплексы Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей. Город входит в список поселений, имеющих официальный статус «исторических», и традиционно включается в «Золотое кольцо России».


 

Ипатьевский монастырь

Основание монастыря

Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Троицкий собор

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы)[8] и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Пятиглавый Богоявленский сбор

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь - Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы - дочери Дмитрия Донского.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Монастыри и храмы Костромы

 

 

 

Царская колыбель / Ипатьевский монастырь

 

 

 

ТРОИЦКИЙ СОБОР ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. КОСТРОМА

 

 

 

Ипатьевский монастырь Кострома Золотое Кольцо России

 

 

 

Богоявленско-Анастасиин монастырь

 

 

 

Иконы Богоявленского монастыря

 

 

 

Колокола Богоявленского монастыря

 

 

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.