Публикация «Современная хореография в жизни ребенка»
СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
В современных условиях на первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к быстро изменяющимся условиям. Именно процессы успешной адаптации личности, прежде всего, характеризуют ее уровень саморазвития.
На текущем этапе развития искусства современная хореография зарождается путём смешения различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении XX века, она существует как единое целое танцевальных композиций хореографов и профессиональных театров перфоманса (представления).
Американский хореограф Марта Грэхем определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец – это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».
В настоящее время в условиях интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к быстро меняющимся условиям, что характеризуется уровнем саморазвития личности.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием закономерностей развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития; характеризуется как «изменение», «созидание», «совершенствование»; как «развитие его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими «самопроцессами» и опирается на них.
Интенсивность и глубина происходящих в обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. В связи с этим интересной и перспективной является работа по саморазвитию личности через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.
Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании все пространство и всех участников. Показателем того, что все эти критерии удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца. Фактически такой процесс предполагает высокий уровень настройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе.
Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса саморазвития.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Обратимся далее к импровизационной составляющей современного танца как средству саморазвития личности. Стив Пэкстон отмечал, что «импровизации нельзя научить, но ей можно научиться».
Для современного подростка, активно пытающегося самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно, становится актуальным выбор того или иного вида деятельности, который позволяет удовлетворить возникшие потребности в самопознании. Этот выбор становится в дальнейшем психологической информацией для осуществления в жизни его «Я», как проявление в конкретной, индивидуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека.
Но процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, когда активизируется и интенсифицируется процесс саморазвития личности. Для саморазвития своих природных задатков, включая и развитие своих творческих способностей, требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанная на научном знании определенных законов, принципов и правил.
Такой процесс может активизироваться особенно интенсивно на занятиях современной хореографии, а именно в процессе танцевальной импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается ее творческий потенциал.
Продуктивность мышления проявляется в склонности к созиданию и интуитивности познания и творчества: творчество как выражение здоровья личности проецируется на весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует подросток.
На наш взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть потенциал обучающегося возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личности каноническим восприятием обучения. Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.