ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Современные банковские технологии
Для специальности
38.02.07 Банковское дело
(Очная форма обучения)
Воронеж 2018
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины | 14 |
1. паспорт рАБоЧЕй ПРОГРАММЫ общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 «Современные банковские технологии»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: учебный цикл общепрофессиональных дисциплин (ОП).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины:
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста – агента банка, владеющего методиками использования современных банковских технологий
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, дистанционное банковское обслуживание юридических лиц;
осуществлять сопровождение отношений и договоров между банками, проводить межбанковские расчеты, кредиты и депозиты, применять электронные технологии в межбанковских операциях;
осуществлять расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, применять современные технологии потокового кредитования физических лиц , дистанционное банковское обслуживание физических лиц;
осуществлять операции с помощью банковских карт, Использование банковских карт в интернет-торговле;
пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
нормативно- правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов, правовые основы банковского обслуживания юридических лиц;
банковские бизнес-процессы в обслуживании юридических лиц. совершение операций с использованием платежных карт, операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг;
формы расчетов и технологии совершения расчетных операций;
системы межбанковских расчетов;
системы международных финансовых телекоммуникаций;
виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием, схемы функционирования платежных систем на базе банковских карт.
виды электронных денег и их классификацию, системы электронных денег.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:
‑ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;
‑ самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
….теоретические занятия | 24 |
лабораторные работы | ‑ |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | ‑ |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
реферат ‑ внеаудиторная самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. | 6 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Современные технологии банковского обслуживания юридических лиц и организации межбанковских отношений | | 1 | |
Тема 1.1. Современные банковские технологии обслуживания юридических лиц | Содержание учебного материала | 7 | |
Правовые основы банковского обслуживания юридических лиц. Банковские бизнес-процессы в обслуживании юридических лиц. Преимущества процессного подхода к организации банковского обслуживания юридических лиц.. Услуги инкассации. Кредитные и депозитные услуги, оказываемые юридическим лицам. | | 2 | |
Практические занятия | 4 | 3 | |
Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц. Дистанционное банковское обслуживание юридических лиц: системы «Клиент-Банк» и «Интернет-Банк». | | ||
Тема 1.2. Современные технологии межбанковских коммуникаций и транзакций | Содержание учебного материала | 7 | |
Структура банковской системы России. Виды отношений и договоров между банками. Межбанковские расчеты, кредиты и депозиты. Электронные технологии в межбанковских операциях. | |||
Практические занятия | 5 | ||
Всемирная межбанковская система SWIFT и её архитектура. Услуги, предоставляемые системой SWIFT. | | ||
Раздел 2. Современные технологии розничного банковского обслуживания | | ||
Тема 2.1 Банковские и платежные услуги, оказываемые физическим лицам | Содержание учебного материала | 7 | |
Понятие розничных банковских услуг. Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц. Банковское информационное обслуживание физических лиц. Кредитно-депозитные услуги, оказываемые физическим лицам. Современные технологии потокового кредитования физических лиц Дистанционное банковское обслуживание физических лиц. | |||
Практические занятия | 5 | ||
Системы VISA, MasterCard, «Мир», American Express. Услуги по переводу денежных средств. Услуги по приему платежей. | | ||
Тема 2.2 Банковские пластиковые карты и связанные с ними технологии | Содержание дисциплины Этапы развития банковских карт как инструмента организации безналичных расчетов. Участники, структура и Дебетовые и кредитные карты. Предоплаченные карты. Вопросы защищенности банковских карт. Банкоматы и их функции. Устройство банкомата. Инкассация и обслуживание банкоматов. Платежные киоски. | 6 | |
Практические занятия | 4 | ||
Схема функционирования платежных систем на базе банковских карт. | | ||
Использование банковских карт в интернет-торговле. | | ||
Раздел 3. Дистанционное предоставление финансовых услуг небанковскими организациями | | ||
Тема 3.1 Электронные деньги и связанные с ними платежные услуги | Содержание учебного материала | 6 4 | |
Небанковские технологии предоставления платежных услуг. Виды электронных денег и их классификация. Сравнительные характеристики электронных денег и интернет-банкинга. Популярные среди населения системы электронных денег. Взаимодействие банковской и небанковской моделей оказания финансовых услуг физическим лицам. | |||
Практические занятия | |||
Системы электронных денег | |||
Самостоятельная работа | 22 | | |
Всего | 66 | | |
Тематика самостоятельлной работы | | | |
Общая характеристика современных банковских технологий,базовые понятия. | | ||
Основные этапы развития банковских технологий | | ||
Разновидности банковских и платежных услуг. | | ||
Услуги торгового эквайринга | | ||
Электронные технологии в межбанковских операциях. | | ||
Системы электронных денег для населения | | ||
Устройство банковских магнитных карт и смарт-карт. | | ||
Небанковские технологии предоставления платежных услуг | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета «Деятельности кредитно-финансовых институтов».
Оборудование учебного кабинета:
интерактивная доска с компьютером.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Голенда Л.К., Громов В.И. Информационные технологии банка. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Гревцова, 2013. – 288 с.
Криворучко С.В., Лопатин В.А. Национальная платежная система. Структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. – М.: КноРуС, 2013. – 456
Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 400
Смирнов С.Н., Островская О.М. Информационные технологии в банковском деле. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 544 с.
Юденков Ю.Н., Тысячников Н.А., Сандалов Н.В. Интернет-технологии в банковском бизнесе. Перспективы и риски. Учебно-практическое пособие. – М.: КноРус, 2014. – 318 с.
Гамза, В. А. Безопасность банковской деятельности : учебник для вузов / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 513 с.
7. Вдовин, В. М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере [Электронный ресурс] / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова. - М. : Дашков и Ко, 2018 // ЭБС Znanium.com.
Исаев Р.А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии [Электронный ресурс] : пособие / Р.А. Исаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019 // ЭБС Znanium.com.
8. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 400 с.
9. Компьютеризация банковских операций: учеб. пособие для СПО / под ред. Г.А. Григоренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 207
Дополнительные источники:
Букирь М. Я., Копытин В.Ю., Пухов А.В. и др. Денежные переводы и прием платежей. Бизнес-энциклопедия. — М.: Маркет ДС, 2015.
Дистанционное банковское обслуживание / кол. авторов — М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2010.
Копытин В.Ю. Мобильные платежные технологии: процедуры, стандарты, тенденции // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2016. – №4.
Копытин В.Ю. Новые тенденции развития розничных платежных услуг // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2015. – №1.
Обаева А. С., Мызников М. В., Кузьмин А. Л. Стандартизация финансовых операций: необходимость, цели и возможности // Деньги и кредит. – 2016. – № 3
Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия/ кол. авторов — М.: ЦИПСиР, Альпина Паблишерз, 2015.
Интернет-источники:
Справочная правовая система «Гарант» — http://www.garant.ru
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru
Сайт Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru
Сайт Банка России — http://www.cbr.ru
Сайт Ассоциации российских банков – http://www.arb.ru
http://window.edu.ru/resource/872/66872 Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия/ кол. авторов — М.: ЦИПСиР, Альпина Паблишерз, 2017. .-236 с.
http://window.edu.ru/resource/010/75010 Копытин В.Ю. Мобильные платежные технологии: процедуры, стандарты, тенденции // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2018. – №4.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
осуществлять расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, дистанционное банковское обслуживание юридических лиц; осуществлять сопровождение отношений и договоров между банками, проводить межбанковские расчеты, кредиты и депозиты, применять электронные технологии в межбанковских операциях; осуществлять расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, применять современные технологии потокового кредитования физических лиц , дистанционное банковское обслуживание физических лиц; осуществлять операции с помощью банковских карт, Использование банковских карт в интернет-торговле; пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам. | опрос, тестирование, индивидуальные задания, деловые игры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
нормативно- правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов, правовые основы банковского обслуживания юридических лиц; банковские бизнес-процессы в обслуживании юридических лиц. совершение операций с использованием платежных карт, операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг; формы расчетов и технологии совершения расчетных операций; системы межбанковских расчетов; системы международных финансовых телекоммуникаций; виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием, схемы функционирования платежных систем на базе банковских карт. виды электронных денег и их классификацию, системы электронных денег. | опрос, тестирование, индивидуальные задания, деловые игры |
Критерии оценки
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Тестовые задания
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Практические задания:
«5» - все задания выполнены
«4» - наблюдались неточности при выполнении работы
«3» - наблюдались ошибки при выполнении работы
«2» - работа выполнена менее 50 %
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
9