Современные образовательные и инновационные технологии в обучении и воспитании учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «детско-юношеская спортивная школа» Егорлыкского района
ДОКЛАД
на тему: Современные образовательные и инновационные технологии в обучении и воспитании учащихся
Выполнила: Оноприенко Екатерина Александровна
Введение
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимного общения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: «…Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят следующие составляющие:
- представление планируемых результатов учебно-тренировочных занятий,
- средства диагностики текущего состояния воспитанников,
- набор способов и средств, применяемых на учебно-тренировочных занятиях,
- критерий выбора оптимальной модели занятий для данных конкретных условий.
Основная часть
В практике на учебно-тренировочных занятиях используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.
Педагогические технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения.
2. Здоровьесберегающая технология.
3. Технология проблемного обучения.
4. Игровая образовательная технология.
5. Технология разноуровнего обучения.
6. Групповая технология.
7. Технология обучения в содружестве.
1.Технология личностно-ориентированного обучения
Цель использования:
- создание благоприятных условий для каждого воспитанника.
Способы внедрения:
Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:
- формирование у воспитанников двигательных умения и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс;
- личностно-ориентированное обучение воспитанников в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей;
- определение уровня физического развития каждого воспитанника с помощью тестов и нормативов;
- определение состояния здоровья каждого воспитанника во время проведения медицинских осмотров.
Результаты использования:
Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует воспитанников на развитие своей индивидуальности. При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым воспитанником индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.
Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.
2. Здоровьесберегающая технология
Цель использования:
Обеспечение сохранности здоровья воспитанников при проведении учебно-тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.
Способы внедрения:
При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий учитывают возрастные особенности воспитанников;
с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный психологический фон на занятиях;
распределяют физическую нагрузку с учетом физических возможностей воспитанников; применяют методы и приемы, которые способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям избранным видом спорта у каждого воспитанника; обязательный врачебный контроль за воспитанниками, организация каникулярного отдыха.
Результаты иследования:
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
3.Технология проблемного обучения
Цель использования:
Развитие у воспитанников необходимые мыслительные и физические процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности.
Способы внедрения:
При проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели.
Результаты использования:
Технология проблемного обучения дает возможность тренеру-преподавателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях.
При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом результатов применения технологии проблемного обучения тренер имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций.
4. Игровая технология
Цель использования:
- развитие познавательной активности воспитанников; повышение интереса к систематическим занятиям у каждого воспитанника; создание командного духа в спортивном коллективе; повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
Способы внедрения:
При проведении учебно-тренировочного процесса применяю следующие приемы игровой технологии:
включение в учебно-тренировочные занятия не только обще развивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;
включение в учебно-тренировочные занятия элементов их тактических и технических приемов таких спортивных игр, волейбол, баскетбол, футбол; проведение соревнований как внутри, так и между учебно-тренировочными группами, применение принципа системности и связи теории с практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего развития личности.
Результаты использования:
Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию физических качеств, чувства коллективизма, информированности воспитанников о других видах спорта; улучшению спортивных показателей.
5.Технология разноуровнего обучения
Цель использования:
Построение учебно-тренировочного процесса, таким образом, который позволяет воспитанникам переходить с одного уровня этапа подготовки на следующий в зависимости от уровня спортивной подготовленности.
Способы внедрения:
Основой технологии разноуровневого обучения является такой подход к построению учебно-тренировочного процесса в спортивной школе, при котором воспитанник группы начальной подготовки может быть переведен на следующий этап подготовки при достижении соответствующего спортивного результата вне зависимости от возрастных рамок.
При построении данной технологии подразумевается свобода тренера в планировании и проведении учебно-тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки.
Результаты использования:
Технология многоуровневого обучения способствует достижению воспитанников высоких спортивных результатов, так как при применении данной технологии у воспитанников групп начальной подготовки возникает наглядный ориентир в виде воспитанников групп следующих этапов.
6. Групповая технология
Цель использования:
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на тренировочных занятиях дают возможности повысить интерес к занятиям спортом, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности и желание достичь успеха.
Способы внедрения:
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых учебно-тренировочных занятиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал воспитанников во время командных игр вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.
Групповые технологии в учебно – тренировочных занятиях несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Результаты использования:
Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на занятиях в нашей школе стало изменение отношения к тренировкам. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались командные и подвижные игры, посещают учебно – тренировочные занятия регулярно и с удовольствием.
7. Технология обучения в сотрудничестве
Цель использования:
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
Способы внедрения:
Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого воспитанника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми навыками, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый учащийся. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Результаты использования:
Обучение в команде сводится к основному принципу: «награда» команды. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; индивидуальная (персональная) ответственность каждого учащегося означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности каждого учащегося в достижении успеха означают, что каждый участник команды приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.
Заключение
Результативность применения всех новых образовательных технологий зависит от личных качеств тренера-преподавателя, его компетентности, уровня его образования, преданности профессии, а самое главное его любви к детям.
Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и воспитанника в контакте с родителями и школой. Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед педагогом целей.
Список используемой литературы:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.
2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М., 1995.
3.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. — Рига Эксперимент, 1995.
4.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М., 1995.
5.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход. - Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.