Статья «Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности педагога»
Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности педагога.
Автор: Ревякина Галина Николаевна
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Новые современные технологии и методики, являются важным фактором обогащения, интеллектуального и эмоционального развития педагогов в ДОУ, ускорением развития их профессиональных способностей. Внедрение в образовательный процесс ФГОС потребовало изучение и внедрение в работу современных технологии и методик. Дошкольное образовательное учреждение стремится создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
Не секрет, что и наш детский сад находится в поиске нового. Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия в свете современных требований. Имеется достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, создана современная предметно-развивающая среда в соответствии с ООП.
Сегодня педагогу необходимы знания о существующих технологиях, и умение применять их в практической деятельности. Использование технологий способствует формированию детской активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности ребенка. В своей работе использую продуктивную (предметно-ориентированную), щадящую (личностно-ориентированную),технологию сотрудничества (партнерства).Главный ориентир-это саморазвитие ребенка.
Личностно-ориентированные технологии.
В центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств. Использую в работе с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Нахожусь рядом с детьми во время процесса, принимаю и понимаю позицию ребенка, не мешают ребенку творить. Положительно отношусь к результатам детского творческого труда. В группе созданы комфортные условия,атмосфера доверия и сотрудничества.
Развивающая среда, состоящая из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной деятельности детей.
В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии:
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Здоровьесберегающую технологию мы рассматриваем как «сертификат безопасности» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.
физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка ,на развитие физических качеств, закаливания;
образовательные - воспитание культуры здоровья дошкольников;
сохранения и стимулирования здоровья-(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация);
обучения здоровому образу жизни-технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры.
-пальчиковая гимнастика- помогает укреплять мышечную систему, стимулирует общее ребенка; работоспособность головного мозга.
-музыкотерапия - использую при организации режимных моментов, перед сном и после сна. Под тихую классическую музыку дети засыпают. Также музыкотерапия используется при проведении интегрированных занятий, во время рисования, аппликации и др.
Использование здоровьесберегающих технологий повышает познавательную активность, а главное улучшает эмоциональное самочувствие и здоровье ребенка.
Игровая технология педагогического процесса. Игра - это деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра придает учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных педагогом задач.
Технология проектирования (Е.С. Евдокимова) и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При использовании технологии проектной деятельности педагог формирует субъективную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализует интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - основа взаимодействия субъектов. Работая по проектной деятельности, мы пришли к выводу, что развитию личности ребёнка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления. На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать.
Весной участвовала в проектной деятельности на уровне детского сада и района. Показали с детьми проект «Волшебница вода»
Одновременно с этим внутри ДОУ были осуществлены проекты и акции:
«Народные промыслы», «Этот день Победы», Красавица осень».
Результатом работы воспитателей, детей и их родителей стали:
- Выставка поделок из овощей и фруктов «Праздник Урожая»
- Выставка поделок из природного и бросового материала;
- Помоги ближнему
- Синичкин день (изготовление кормушек, которые были развешены на территории ДОУ);
- Мастерская «Деда Мороза»
- «Рождественская сказка»
- Выставка поделок «Народного творчества»
- Выставка поделок и рисунков к 9 мая « Этот день Победы».
Технология проблемного обучения - Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Технологии исследовательской деятельности
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, что бы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития. Данная технология активно используется в экспериментальной деятельности.
Технология ТРИЗ
В своей группе используем в работе с детьми технологию ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер) (теории решения изобретательских задач).
Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.
Технология портфолио
Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений своей работы и достижений ребенка за период нахождения в детском саду. Это позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке.
Информационно-коммуникативные технологии ( Е.С. Евдокимова) целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
В дошкольном учреждении на данный момент имеется: компьютер,мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивныйстол, ноутбук, телевизор, а также принтер, магнитофон.
Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
мультимедийные презентации;
информационно-обучающие компьютерные программы;
интерактивные игры.
Сегодня ИКТ позволяет:
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Интерактивные игры используются на НОД .
Таким образом, педагогические технологии, являются ресурсом повышения качества дошкольного образования.
Результатом использования личностно-ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.