12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кутырева Лариса Геннадиевна1143
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск
5

Использование современных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации

Использование современных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации


Организация образовательного процесса в детском саду в современных условиях связана с расширением представлении о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, охраны физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, содействия свободному и эффективному развития каждого ребенка.

ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Данное положение требует от каждого педагога поиска новых форм, методов организации деятельности дошкольников, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

В соответствие с ФГОС ДО, а также учитывая заказ родителей и администрации ДОУ в своей работе с воспитанниками применяю современные образовательные психолого-педагогические технологии:

личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

нейрокоррекционные технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

Личностно-ориентированные технологии

В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов:

самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой);

субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка);

выбора (выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка),

творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной  Я-концепции в обществе).

Данные принципы реализую на разных этапах индивидуальной работы с воспитанниками:

1. Во время диагностического обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и возможность выбрать тот, который понравился ему.

2. Построение адаптированных программ и программ психолого-педагогического сопровождения, исходя из заключения ПМПк, медицинского заключения и психических особенностей детей.

3. Взаимодействуя с детьми, прежде всего учитываю их возрастные и индивидуальные особенности.

4. С родителями и педагогами проводятся индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать общение, воспитание, обучение с детьми в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Личностно-ориентированные технологии использую и в работе с группой детей. Например, при проведении занятий по познавательному развитию использую инсценировки или этюды. Данный прием помогает сделать каждого участника группы активным субъектом деятельности, позволяет реализоваться в деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать и распределить роли, учитывая индивидуальные возможности и потребности участников инсценировки. После проведения инсценировки обязательно организуется обсуждение и подведение итогов. Данный прием способствует повышению мотивации к занятию, формированию и развитию эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности каждого ребенка.

Игровые технологии

Игровые технологии в настоящее время очень актуальны – роль игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.

Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности.

В своей работе активно использую игровые технологии, необходимые для развития когнитивной сферы, успешной социализации, формирования коммуникативной культуры, свободной самореализации воспитанников:

ролевые игры;

коммуникативные игры;

имитационные игры;

дидактические игры.

Данные категории игр имеют как диагностическую, так и коррекционную функцию (проявление интеллекта, эмоций, контактности и т. д.).

Игры проводятся индивидуально, в парах и в подгруппах из 6-10 детей по коррекционным и коррекционно-развивающим программам.

Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для формирования навыков самоконтроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия. Вниманию детей предлагаются проблемные или конфликтные ситуации для ролевого проигрывания или беседы: как поступить в таких ситуациях как «Драка», «Встреча с незнакомцем на прогулке», «День рождения мамы», «Ссора с другом», «Болезнь подруги» и др.

Использование коммуникативных игр достаточно актуально в наше время чрезмерной «интеллектуализации» воспитания и «технологизации» нашей жизни. Коммуникативные игры способствуют формированию и развитию нравственно-эмоциональной сферы ребенка, коррекции нарушений в сфере общения. В коммуникативных играх ребенок учится свободно общаться со сверстниками, познает себя, учится находить в других отражение своих черт, чувств, эмоций; усваивает моральные ноормы и правила поведения.

Имитационные игры обладают целым рядом достоинств:

игровые цепочки, которые предлагаются детям, достаточно просты, незатейливы и хорошо им знакомы. Поэтому, несмотря на небогатый социальный опыт, в игре они становятся зайчиками, лисичками, медвежатами, а то, и листиками, и снежинками;

проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыты;

стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова;

использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях;

участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями;

взаимодействуя с другими участниками игры, они получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение).

Дидактические игры используются, прежде всего, для развития познавательной сферы – сложного психического образования, которое обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие ребенка в окружающем мире. В работе с воспитанниками использую дидактические игры на разные темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «В лесу», «Одежда и обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Части тела» и др. в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной деятельности в детском саду.

Игровые сеансы использую в индивидуальной и групповой работе по профилактическим программам «Здравствуй, малыш!» (для детей 1-3 года), «Играем и растем» (для детей 3-5 лет).

Все занятия начинаются с ритуала приветствия и создания положительного настроя на взаимодействие, а заканчиваются рефлексией и (или) ритуалом прощания.

На этапе рефлексии дети 3-5 лет уже анализируют свои действия и решения, оценивают успешность игр, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Рефлексия позволяет им осмыслить опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности.

Игры или игровые упражнения, используемые мною в психологической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием.

Они помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задачи, способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии

В своей профессиональной деятельности активно использую и здоровьесберегающие технологии:

​​– сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь​зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), дина​мические паузы, релаксация);

​– обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, игротренинги, игротерапия, игровой самомассаж);

​– коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз​действия, сказкотерапия, психогимнастика, релаксация и др.).

 – здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (тренинги, практикумы, направ​ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья).

Особое место в моей профессиональной деятельности конечно же занимают коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Сказкотерапия – это клад в работе по проявлению и коррекции личностных проблем ребенка: повышение самооценки, снятие тревожности, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию агрессивных проявлений. В сказке ребенку легче принять и проработать проблему, найти выход из сложившейся ситуации, решить ее.

Куклотерапию использую как средство решения конфликтов, социальной адаптации ребенка, при коррекции проявления тревожности, страхов, эмоциональной возбудимости. Используя игрушку ребенок выплескивает свое состояние; проигрывая сюжет, проживает свои эмоции, а иногда дает волю чувствам (горько плачет или, наоборот, хохочет).

Релаксация – умение  расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта релаксация проводится на фоне музыки. Музыка  способствует спокойствию и умиротворению. Звуки природы (пение птиц, шум дождя, плеск волн и т. д.), спокойная классическая музыка помогают детям расслабится и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.

Целью проведения психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Источником сюжетов для игр – драматизаций, упражнений и этюдов являются психологические ситуации, любые детские рассказы, стихотворения, сказки, мультфильмы и детские телепередачи. 

АРТ-терапия – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что

в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него поведенческие нарушения, помочь интеллектуальному развитию.

Мандалотерапия. Одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм в работе с детьми являться составной частью практик саморегуляции.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыкотерапию использую в форме:

воспроизведения, фантазирования, импровизации с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов (активная музыкотерапия);

восприятия музыки (рецептивная музыкотерапия).

Активную музыкотерапию успешно применяю в игровых сеансах и на занятиях, рецептивную музыкотерапию – при проведении релаксации.

Песочная терапия – представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

В работе с детьми песочную терапию использую для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребенка материала интересной и захватывающей игрой.

В своей работе использую кварцевый, цветной, кинетический песок.

С детьми, имеющими трудностями в развитии сферы эффективно применение методов светопесочной терапии.

Четыре причины применения методов SANDPLAY:

1. Простота. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.

2. Красота. Созданные картины на стекле с подсветкой поражают своей красотой и необычностью.

3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

4. Борьба со стрессом. Манипулируя сыпучими материалами, дети и взрослые избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию межполушарного взаимодействия (так как рисование происходит двумя руками).

Применение методов светопесочной терапии является эффективным для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, помощью в диагностике детско-родительских отношений, внутреннего эмоционального мира ребенка.

Нейрокоррекционные технологии

В рамках здоровьесберегающих технологий использую нейропсихологические технологии.

Нейропсихологическая коррекция применяется для работы с детьми седьмого года жизни, которые на начало учебного года в подготовительной группе показали низкий и ниже среднего уровень сформированности познавательных процессов.

Технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» была создана А. В. Семенович и группой ее единомышленников. В ее основе лежит метод замещающего онтогенеза (МЗО) – нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического .

Занятия с применением данной технологии проводятся в рамках реализации программы «Скоро в школу».

Каждое занятие включает две части:

1 часть – двигательная коррекция, которая позволяет наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

На данном этапе проводятся

глазодвигательные упражнения из положения лежа, которые позволяют развивать зрительное и слуховое внимание ребенка. Лёжа на спине, ребенок следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук.  

дыхательные упражнения, которые учат ребёнка расслаблять своё тело, а также насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Очень нравятся детям упражнения «Покатаем игрушку на лифте», «Покачай игрушку на качелях», «Надуем шарик» и др.

ползание, которое также учит ребёнка владеть своим телом;

упражнения на развитие координации движений («Брёвнышко», «Кошечка», «Гусеница»);

упражнения из положения стоя («Весёлая зарядка», «Прищепки», «Роботы» и др.)

2 часть – когнитивная коррекция. В основе ее лежит, прежде всего, коррекция свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Здесь используются такие упражнения, как «Корректурные пробы», «Рыба, птица, зверь», «Солнышко, заборчик, камешки», «Стоп!» и др. Эти упражнения великолепно работает на развитие произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность.

Данная технология используется и при составлении адаптивных программ для детей с ОВЗ (РДА, ЗПР, ОНР, СДВГ, ДЦП).

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день согласно ФГОС ДО каждое дошкольное учреждение должно повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательной и личностной сферы старших дошкольников.

Профессиональная компетентность психолога предполагает:

Способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном;

Умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием;

Умение создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, организует взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, расширяет возможности взаимодействия с детьми.

Уверена, качественная работа современного педагога-психолога не возможна без использования сети Интернет. В интернете узнаю самые последние новости в сфере образования; скачиваю материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принимаю участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваюсь опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвую в сетевых профессиональных сообществах, пользуюсь электронной библиотекой и т. п.

В своей профессиональной деятельности  использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:

ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;

методические электронные издания, приобретаемые для комплектации библиотеки;

ресурсы, разработанные другими педагогами-психологами (медиарелаксации, медиапрезентации).

Наличие персонального компьютера избавляет от массы проблем, в психодиагностике он просто незаменим. С помощью компьютера провожу индивидуальную диагностику (компьютерные варианты тестов: http://www.uchportal.ru/load /), создаю свои собственные анкеты. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека диагностических материалов. Использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования существенно облегчает труд.

На компьютере провожу работу по развитию и коррекции познавательных способностей детей, эмоциональных, личностных и поведенческих качеств ребенка. Приключенческие игры (квесты), ролевые и стратегические игры обладают значительным потенциалом в данных направлениях.

Преобразовать предметно-развивающую среду детского сада позволяет внедрение современных технологических средств. В связи с тем, что ведущим видом деятельности у воспитанников является игровая деятельность, на своих занятиях (групповых, индивидуальных) активно использую интерактивное оборудование SMART Board. С помощью SMART Board воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал для работы с детьми.

Установив программное обеспечение SMART Boart на свой компьютер, создаю собственные интерактивные занятия с учетом индивидуальных особенностей и потенциала воспитанников.

Все используемые мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе с взрослыми, так и с детьми.

Опыт работы показывает, что использование современных технологий предоставляет более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития интегративных качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня каждым воспитанником на пороге школьного обучения.


Литература:

Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.

Грабенко Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб: Речь, 2006.

Зуева С. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www kremlin.ru/acts/bank/38224 (дата обращения: 01.07.2020).

Каракотова Е. В. Инновационные технологии в деятельности педагога-психолога в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/511957/page/innovatsionnye-tehnologii-v-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-dou (дата обращения: 10.07.2020).

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. – СПб: Речь, 2006.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2007.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.