12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21567
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1

«Современные технологии в деятельности педагога-психолога»

Статья " Зачем нужен психолог в школе?"


Зачем нужен психолог в школе, какую роль он играет, какую пользу приносит? Эти вопросы, еще совсем недавно, задавали со всех сторон: родители, дети, учителя. Понятие психологического сопровождения в школе понималось долго и сложно. Сегодня профессия педагог-психолог набирает обороты. Этому способствуют ФГОС, изменение сознания взрослых и жизнь в информационном обществе. К педагогу-психологу учителя стали относится с уважением, они понимают, что вместе можно найти причину затруднений ребенка и выстроить дальнейший план работы.

Но что бы добиться положительных результатов в своей деятельности, педагог-психолог должен обладать современными технологиями. И так, давайте рассмотрим этимологию этого понятия. Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Общая классификация технологий может осуществляться по видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и другим параметрам (см.Приложение 1).На описании технологий работы педагога-психолога по критерию «Направления психологической работы», я хотела бы остановиться и рассказать подробнее.

И начну, пожалуй, с одной из самых актуальных, здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Физическое здоровье детей связано с психическим здоровьем и с эмоциональным благополучием, еще Гипократ говорил: «Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь». И так, в своей деятельности я активно применяю физкультурно-оздоровительные технологии, такие как: физ. минутки, которые являются обязательной и неотъемлемой составной занятия, зрительные гимнастики, как с использованием словесной инструкции, так и с использованием предметов( у меня на стенах висят рамочки с цветными квадратами), дыхательные гимнастики (очень люблю дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой), пальчиковая гимнастика, которая тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение и быстроту реакции, самомассаж с помощью колячик шариков Су-Джок, солевые мешочки для сохранения осанки и совершенствования двигательных навыков детей, данная здоровьесберегающая технология является моей любимицей, поскольку мы с детьми шьем мешочки для каждого индивидуально, это настоящий творческий процесс! Девочки могут украсить свои мешочки тесьмой, пайетками, парни же, наоборот оформляют их со сдержанностью, аскетизмом. Помимо основной задачи, мы развиваем эстетический вкус, мелкую моторику, координацию движений. 

t1592824173ab.jpg

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами. Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как: музыкотерапия – использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния; ароматерапия – применение душистых веществ, для релаксации и в эстетических целях; цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах; танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов, телесная терапия – целью которой является улучшение телесного и душевного самочувствия, песочная терапия, которую называют «невербальным методом психотерапии», который способствует активизации внутренних самоисцеляющих возможностей организма. Стол с песком, как магнит, притягивает к себе учеников, зайдя в кабинет просто поздороваться, обязательно подойдут к нему, рисуют на песке символы или даже целые картины, пропуская песок между пальцев, наблюдая за его движением. Особым вниманием хочется отметить Арт-терапию, обладающую огромным потенциалом, она включает в себя ряд направлений психологической работы связанной с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование.

Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Альберт Эйнштейн говорил: «Творчество – это интеллект, доставляющий удовольствие”. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. Применение арт-терапевтических подходов актуально как при работе с нормативными детьми, так и в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, и позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями.

Подробнее я хочу рассказать о применении в своей практике кукол. Куклотерапия- то метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, это лечение с помощью кукол. Это одно из направлений арт-терапии, которое помогает допрожить непрожитые эмоции. Кукла- одна из древнейших игрушек человека. С ними играет каждый ребенок! Куклы имеют сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребенка. Одна из таких функций- это воспитание человеческих чувств и нравственности. Кукла-образ человека в игре ребенка. Когда нет товарища по игре - им становится кукла. Она-идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла, не станет критиковать и высмеивать. Часто, в игре с куклой, ребенок проецирует внутренние переживания на нее и проигрывает их в различных ситуациях. Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеет значение и это доказано исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируя ребенка к игре. В то же время шершавые и холодные материалы вызывают негативное отношение. Мы вместе с детьми создаем кукол из капрона и синтепона (чулочная техника). Как приятно видеть, как в ваших руках из элементарного «колобка», при помощи иглы с нитью, прорисовываются образы, а затем и сами персонажи! Эта работа расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, развивает навыки практической деятельности, формирование определенных умений и навыков. Создание своими руками кукол из капрона позволяют реализовать не только художественно-творческое развитие, но так же способствует формированию таких элементов учебной деятельности как: планирование, ориентировка в заданиях, оценка продуктов деятельности, умение ставить и решать задачи. Так же развивается нравственность и чувство юмора. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями: зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением, не просто способствует развитию каждой из них, но и связывает их между собой, помогая ребенку оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Создание своими руками героев существующих и не существующих сказок позволяет решить еще одну не маловажную задачу, умения ставить себя на место каждого из героев и «примерять» поступки на себя, постараться понять, почему герой поступил, так или иначе. По сути, это модернизированный вариант «Метода шести шляп», одного из самых действенных приемов по организации мышления, разработанного Эдвардом де Боно. «Метод «Шести шляп» позволяет развивать гибкость ума, креативность, более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Так, наши куклы, помогают ребенку более точно соотносить образ мыслей и действий. Детям с особыми образовательными потребностями удобнее работать, имея непосредственный тактильный контакт, всматриваться в «лица», обращать внимание на детали образа и делать выводы. Закончить мне хочется словами Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка».t1592824173ac.jpg


Источники


Лекции.com Понятие «технология» в профессиональной деятельности психолога

https://lektsii.com/1-121845.html

Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

Психологическая газета.-«Условия для успешной деятельности психолога в школе».-Сальникова Н. Е. https://psy.su/feed/6131/

Роль куклы в развитии ребенка https://www.livemaster.ru/topic/2542533-rol-kukly-v-razvitii-rebenka


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Классификация технологий практической психологии

t1592824173aa.gif


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.