12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Володин Денис Сергеевич43
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Д.С. Володин, учитель физической культуры, В.Н. Болотов, инструктор физической культуры

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», Тамбов


Современная жизнь невозможна без серьезных перемен в социальной сфере, одним из главных ориентиров которой является состояние здоровьяподрастающего поколения. Неслучайно Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» на первый план выдвинута проблема внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

Физическое воспитание, как педагогический процесс, ориентировано не только на развитие и формирование двигательных умений и навыков, но оно находится в единой взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием, что играет важную роль в социализации подростков, особенно относящихся к «группе риска».

Физическое воспитание имеет одну отличительную черту в социализации детей с девиацией, оно не только помогает физическому развитию, укреплению здоровья, но и помогает в формировании навыков правильного общения, является формой дополнительной деятельности, а кроме того оказывает прямое влияние на нравственные качества личности.

Важным этапом профилактической работы с детьми «группы риска», включающей детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением, следует считать вовлечение подростков в занятия физической культурой. В ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» основными средствами привлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта и, конечно, занятия в спортивных секциях.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения – это многофункциональный центр, основной целью которого является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их обучение и воспитание, коррекция и развитие средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в современное общество.

Поэтому, одной из приоритетных задач образовательной организации является концентрация усилий всего педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни и профилактике девиантного поведения учащихся. Это касается как проживания, питания, режима, организации учебно-познавательной деятельности, так и системы занятий физической культурой и спортом.

Совместно с психологом, социальным педагогом преподаватели физической культуры решают задачи профилактики девиантного поведения обучающихся, изучают внутриличностные и межличностные отношения в группах, интересы и способности обучающихся, работают над созданием благоприятного климата организуют для детей "группы риска" формы досуга, разработку средств и методов педагогического воздействия, исходя из интересов и потребностей школьников, коррекцию физического и нравственного здоровья в системе физических занятий и тренировок.

В двигательной сфере уобучающихсяс ограниченными возможностями здоровья наблюдается отставание в уровне физического развития и физической подготовленности. Но самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии.

Занятия по физической культуре и лечебной физкультуре носят урочный характер. В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок осуществляется исходя из интересов и потребностей подростков с применением дифференцированного подхода. Учителя и инструкторы по физической физкультуре стремятся, чтобы учебный материал был понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность.

Усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности.

Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводится коррекции психоэмоционального состояния подростков. Педагоги стремятся создать педагогические условия, в которых подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность. При проведении групповых бесед акцентируется внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержании инициативы, взаимопомощи при освоении новых двигательных навыков. Если подростка отличает та или иная степень агрессивности, важно предоставить им ведущие роли при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения.

Практика показывает необходимость поиска новых моделей, средств и форм организации школьного физического воспитания подростков как необходимого условия предупреждения девиантного поведения. Наряду с применением традиционных моделей обучения, необходимо использовать нетрадиционные и инновационные методы работы.

Так, одной из составляющих инвентаря спортивного зала центра стала популярная во всем мире игровая приставка ХBOX 360.

Игровая приставка на уроках физкультуры используется в качестве обучающего и тренировочного пособия. Использование устройства XBOX 360 на уроках физической культуры позволяет развивать не только опорно-двигательный аппарат занимающихся, но и эффективно воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы с учетом психофизических и возрастных особенностей.

Материал осваивается на уроках физической культуры и вносит определенные структурные изменения в организацию занятий. В структуре таких занятий целесообразно выделить практическую часть, которая строится по закономерностям урока физической культуры.Так в отличие от классического урока, где практическая часть длится 20-23 минуты, то на уроке с применением игровой приставки XBOX 360 на практическую часть отводится 30-33 минуты.Это позволит повысить творческую активность учащихся, а также возможность самостоятельного выполнения заданий, как на уроках, так и на факультативных занятиях.

Уроки проходят эмоционально и эстетически оформленно. Устройство XBOX 360 дает занимающимся радость, бодрость и эстетическое наслаждение. Как показывает практика, целесообразно включать в занятие подвижные игры, элементы танцев и аэробики, использовать музыку, разнообразный спортивный инвентарь и тренажеры.

XBOX 360 - это игровая приставка. В комплект XBOX 360 входит: игровая приставка, геймпад (джостик) и сенсор Kinect.

Kinect - это первый игровой контроллер, фактически превращающий в геймпад тело игрока, причем игроку при этом не требуется никакое дополнительное оборудование. Наиболее подходящими для уроков физической культуры и внеурочных занятий, представляются Nike+ KinectTraining; SportsKinect.

Nike+ KinectTraining – это программа персональных тренировок, которая была создана тренерами Nike с использованием точной технологии Kinect для XBOX 360 и позволяет, не выходя из помещения, заниматься по программам, достигать видимых результатов и улучшать свои физические возможности.

Nike+ KinectTraining можно использовать:

-в разминке для подготовки мышц;

-в спортивных секциях для подготовки учащихся к соревнованиям.

Занятия по программе Nike+ KinectTraining способствует улучшению внешнего вида, подвижности в суставах, увеличению силы мышц.

В состав KinectSports входит шесть командных и индивидуальных видов спорта: футбол, пляжный волейбол, боулинг, настольный теннис, легкая атлетика и бокс.

В результате использования устройства XBOX 360 на уроках физической культуры учащиеся обретают пластику движений, психологическую устойчивость, способность противостоять трудностям. В процессе таких занятий происходит ряд изменений психологических и физических характеристик. В первую очередь улучшилась координация движений, и их качественное преобразование, воздействие волевых проявлений, повышение работоспособности, гибкость, сила; упражнения, которые используются на уроке, действуют в качестве естественного фактора, разряжающего излишки гормонов и помогающего организму вернуться к состоянию гармонии.

Таким образом, наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.


Литература

Медведева С.А. «Применение здоровьесберегающих технологий в оптимизации психофизического здоровья дошкольников»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016г. С. 285-289.

Ханевская Г.В. «Проблемы современного физического образования»/ в сборнике: Акмеология профессионального образования, 2016г. С.165-171.

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с., ил.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.