Статья «Групповые технологии на уроках физической культуры»

9
0
Материал опубликован 9 August 2021

Групповые технологии на уроках физической культуры

Хамбазарова Ф.А.,

учитель физической культуры

МКОУ СОШ №3 им. Т.К. Мальбахова г.п. Терек

  Групповые технологии нашли сегодня широкое применение практически на различных уроках в школе. А на занятиях по физической культуре особенно, так как в спортивном зале можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, спортивными играми. Это естественная жизнь детей: в движении дети растут, познают мир. Движение не только укрепляет их, но и делает здоровыми и счастливыми.  

   Групповые технологии - это технологии обучения в совместной деятельности для решения определенных задач, где ведущей формой познавательной деятельности является сотрудничество. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Это выработка у учащихся желания действовать сообща, когда они контролируют друг друга и помогают участнику команды в процессе выполнения упражнений. Так рождается дух команды. И у команды появляется желание выполнить порученное дело хорошо и достичь успеха. От того, насколько сплоченной будет команда, зависит успех общего дела. Значит, и победа команды.

 Групповые технологии позволяют сделать обычный урок интересным, насыщенным и увлекательным. Они дают возможность сплотить команду, у которой одна цель. Команда учится принимать ответственные решения в сложных ситуациях, преодолевать трудности. А это - заряд положительных эмоций, помогающий снять негативный настрой после некоторых уроков.   

 Групповые технологии применяют тогда, когда необходимо обучить двум-трем упражнениям, и каждое из них требует определенного времени. Они имеют свои особенности. На уроке, когда мы делим класс на группы, они получаются в основном смешанные. В одной группе оказываются учащихся с разной физической подготовленностью. И это очень важно, потому что учащиеся со слабой физической подготовленностью тянутся за сильными, а сильные помогают слабым. Причем у того, кто помогает своему однокласснику, закрепляются приобретенные умения и навыки. Для учеников, которые не могут выполнить какие-то двигательные действия, проводится индивидуальная работа. Это способствует сохранению не только физического здоровья учащихся, но нравственного. Нельзя забывать о том, что группы не должны быть постоянными, их состав нужно менять. Если некоторые дети не хотят работать в одной группе, то их нельзя принуждать.

 Технологический процесс групповой работы состоит из трех этаповРабота начинается с подготовки к выполнению группового задания. Класс делится на группы. Перед каждой группой ставится определенное задание. Второй этап – групповая работа. Задания распределяются внутри группы. Участники обсуждают задание, намечают пути его решения и выполняют его. Заключительная часть - сообщение о результатах работы в группах. Команда представляет свой результат, т.е. подводит итоги выполнения группового задания.

 В ходе групповой работы учитель контролирует работу в группах. Если у детей возникают вопросы, он отвечает на них. В случае необходимости помогает отдельным учащимся. Не следует оценивать каждого ученика в группе. Оценку нужно давать группе за общую работу.

 В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, поэтому не нужно переходить к сложной работе. Вначале необходимо проработать простые формы общения.

 Начало урока – важный элемент, который подготавливает учащихся к основной части урока. Если эта часть будет интересной, то урок будет эффективным. И у школьников появится интерес к уроку в целом. Речь идет о разминке. Любой урок физкультуры начинается с разминки. Это подготовка организма к предстоящей работе в основной части урока и представляет собой комплекс несложных упражнений. Она выполняется перед основной тренировкой и служит для разогрева мышц. Я стараюсь выбирать разнообразные упражнения, в которых сочетаются и двигательные действия, и упражнения, направленные на интеллектуальное развитие детей.  Ведь однообразные упражнения быстро надоедают ученикам и не дают возможности для дальнейшего развития. Это позволяет не только развивать определенные качества, но и заинтересовать детей уроками физической культуры, сплотить участников команды.

 Например, я предлагаю детям разделиться на две команды и образовать круг. Ставлю перед командами задачу: протяните правую руку к центру, пожмите руку любому участнику, но не размыкайте руки. Левой рукой здороваются с другим участником команды. Затем ставлю перед ними проблему: чтобы разомкнуть руки, нужно произнести крылатое выражение о спорте (учении, труде, здоровом образе жизни и т. д.). Каждый произносит фразу и только тогда может отпустить руку. Выполнить это упражнение не сложно, но подобрать пословицу или поговорку на заданную тему нелегко. Дети общаются друг с другом, подсказывают, если кто-то не может вспомнить нужное выражение. Далее задание усложняется: не разъединяя рук, нужно распутаться и выстроиться по кругу.

 Такие несложные групповые упражнения развивают коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся и помогают им поверить в свои силы, ведь рядом – команда.

 В групповой технологии относится и обычная эстафета, где победитель определяется по быстроте и качеству выполнения заданий. Часто бывает, что команда высказывает недовольство игроку, из-за которого проиграла команда. В таких случаях можно рассказать детям басню А. Светова. И это станет для них нравственным уроком.

 «Эстафетная палочка была расстроена. Ее уронили на последнем этапе, и команда проиграла эстафету.

- Представляю, как досталось растяпе, который тебя уронил, - просвистел Свисток».

- Так ему и надо, - добавила Стартовая колода.

- Что же дальше было? – спросила Финишная ленточка.

- Спортсмен был очень огорчен, - ответила Палочка, - он сидел, обхватив голову руками. Но вот к нему подошли товарищи из команды. Один похлопал неудачника по плечу и сказал: «Не горюй!» Другой добавил: «Ничего, всякое бывает».

- Все же люди великодушнее, чем мы с вами, - вздохнула Финишная ленточка. - Вероятно, потому, что у них есть сердце?»

 К групповым технологиям можно отнести игровую деятельность, которая повышает не только уровень физической подготовленности учащихся, но и интерес к урокам физической культуры. Игровая деятельность соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся.

 Основы игровой деятельности закладываются в начальной школе, поэтому особое внимание следует уделить подвижным играм, которые вызывают у детей сильную эмоциональную реакцию. Для младших школьников игра – это не только развлечение, но и способ развития. И здесь важно использовать сюжетные игры: «Делай наоборот», «Гуси-лебеди», «Кот и мыши», «Колобок» и т.д. Они необходимы для развития двигательных способностей и умений учащимися, овладения спортивными играми. И не только. Сюжетные игры воспитывают у учащихся младших классов лучшие нравственные качества, дружеские чувства, взаимопомощь. Одним словом, создают у детей положительную мотивацию. Начиная со среднего звена, мы используем такие командные игры, как баскетбол, пионербол, волейбол, футбол и другие.

 Часто для повышения активности детей, поднятия настроения мы применяем и музыкальное сопровождение. Танцы являются неотъемлемой частью урока. Ребятам нравится танцевать. Перед тем как начать танцевать, необходима серия разминочных упражнений, чтобы подготовить детей к интенсивной работе. Танец начинаем с простых, общеразвивающих движений. Также дети перемещаются от более медленного темпа к более быстрому. В танцах мы используем различные виды движений: художественную гимнастику, пластику, ритмику. Танцевальные движения помогают сформировать правильную осанку, развивают чувство ритма, музыкальный слух, улучшают координацию движений, создают хорошее настроение. Они способствуют эстетическому воспитанию и физическому развитию детей.

 Класс обычно делим на две команды, и дети выполняют под музыку различные упражнения.  Затем сравниваем, в какой команде движения детей были более грациозными, кто лучше соблюдал правильный темп и ритм   движений. 

 Групповые технологии на уроках физической культуры дают возможность сдружить коллектив, способствуют воспитанию смекалки, упорства, чувства ответственности, развивают стремление к победе. А главное, умение взаимодействовать в группе. Благодаря групповым технологиям меняется отношение школьников к физической культуре, у них появляется интерес, и они посещают уроки с удовольствием. А интерес, как известно, повышает активность учащихся. Они стремятся укрепить свое здоровье, развить различные физические качества, подготовить себя к будущей профессии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.