Статья на тему «Работа на уроках физической культуры с детьми с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 25 January 2021

Работа на уроках физической культуры с детьми с ОВЗ


Занятия физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья должны начинаться как можно раньше (желательно с момента обнаружения патологии развития), и продолжаться в течение длительного времени.

Упражнения направлены на работу с основными дефектами, сопутствующими заболеваниями и на их возможную коррекцию. Когда корректирующие действия не приносят желаемого результата, педагог применяет профилактические методы.

При обучении в инклюзивных классах для детей, имеющих диагноз ОВЗ, требуется индивидуальный подход. Это поможет создать наиболее подходящие условия для развития ребёнка. Важно учитывать, что все дети проходят одни и те же этапы становления, однако дети с особенностями развития двигаются медленнее, и их результат может отличаться от результата здорового ребёнка. Из этого следует необходимость определения способа и величины нагрузки на организм.

Можно выделить следующие этапы освоения физических упражнений на занятиях:

первоначальное изучение

углублённое разучивание

закрепление навыка

На первом этапе педагог помогает ребёнку получить представление об упражнении в целом, связать зрительный образ и мышечные ощущения. При работе со старшей группой в дошкольном учреждении можно использовать устные объяснения техники выполнения, так как в этом возрасте ребёнок обладает запасом двигательного опыта. На стадии углублённой работы над упражнением используются зрительные и слуховые ориентиры. В некоторых случаях учащимся можно предложить упражнения, для выполнения которых не используется зрение, а только мышечные ощущения. На заключительном этапе требуется усовершенствовать применяемую технику в разнообразных условиях.

При проведении занятия педагогу следует уменьшить количество повторений одного упражнения, а основную часть урока отвести под индивидуальную работу с воспитанниками. Это позволит достичь результата и сохранить у ребёнка интерес на протяжении всего занятия.

Сложные упражнения, которые требуют определённых техник выполнения, можно чередовать с дыхательной гимнастикой. Правильная коррекционная работа в старшей группе позволит подготовить детей с особенностями развития к учёбе в школе.

Виды занятий, применяемых в работе с детьми, имеющими нарушения развития:

адаптивная физкультура. Суть данного метода заключается в сохранении остаточного здоровья у ребёнка. При этом задачей педагога становится восстановление и развитие физического и психологического состояния. При использовании адаптивного метода учащиеся приобретают знания не только в области физической культуры, но и некоторых смежных дисциплин (развитие речи или математика). Это способствует общему развитию ребёнка, получению навыка самостоятельной работы.

игровые занятия. Игра в наибольшей мере способствует снятию напряжения и стимулированию психических функций у детей. При помощи игровых ситуаций педагог может оказать поддержку учащимся и помочь всесторонне развиваться, так как именно в играх проявляется максимальная двигательная активность. При этом детей с задержкой развития стоит освободить от участия в соревнованиях и сложных физических нагрузок. Для выполнения заданий требуется дифференцированный подход по сравнению со здоровыми детьми.

спортивная гимнастика и лёгкая атлетика. Эти виды спорта являются оптимальными для развития пластичности нервной системы и координации: мелкой моторики, умения расслаблять мышцы и чувствовать ритм. Правильная и индивидуально подобранная работа позволит компенсировать имеющиеся двигательные недостатки. В этом случае важно соблюдать баланс между упражнениями на координацию и разработкой физических качеств.

Также необходимо учитывать, что существует группа диагнозов, при которых детям с нарушениями развития противопоказаны интенсивные физические упражнения, и физкультура может лишь навредить их организму. Это такие заболевания, как почечная недостаточность, гепатит, эпилепсия, остеохондроз, болезни крови и некоторые другие.

Индивидуальный подход предполагает различную степень нагрузки на занятиях. Например, даже при отсутствии вышеуказанных диагнозов, детям с ОВЗ не рекомендуется лазанье по канату, кувырки вперёд и назад, а также бег по скамейке или до стены. Ребёнок может получить травму из-за недостаточной координации движений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.